№4, 2007/Современна ли современная литература?

Побочная партия. Заметки о стиле современных рецензий

Литературная критика – область литературного творчества на грани искусства (художественной литературы) и науки о литературе (литературоведения).
Визуальный словарь

В данном тексте рассматривается жанр современной рецензии. Рассматривается на материале, отбор которого можно назвать как субъективным, так и объективным одновременно: смотря какие цели преследовать. Иными словами, перед нами так называемая «побочная партия» критики как рода литературы по отношению к условно «главной партии», а именно – критической статье с той или иной проблематикой. Однако недооценивать «вторичный» жанр невозможно, тем более что сейчас он, жанр сей, будучи чрезвычайно востребованным, пышным цветом цветет в самых различных печатных и электронных изданиях, представляя читателю образцы как элитные, так и, бесспорно, низкосортные. О чем, собственно, и пойдет речь.
Ситуация. Споры о статусе критики – либеральной, постмодернистской, патриотической, традиционной etc. – в современном литпроцессе закончатся, по всей видимости, лишь с кремацией как самого процесса, так и литературы. Все возвращается на круги своя – да и смещалось ли? Вспомним: в том же «Даре» Набоков блистательно препарирует виды и подвиды возможных критических опусов, представляя читателю честную позицию Художника («Предпочитаю затылки») и лишь потом – его оппонентов («После этого посыпалось»).
Итак, рецензии на набоковских распялках (увлекательная «лабораторная работа» по изучению патфизиологии и патанатомии критики): «Автор пишет на языке, имеющем мало общего с русским. Он любит выдумывать слова. Он любит длинные, запутанные фразы…»; «…но общее настроение автора, «атмосфера» его мысли внушает странные и неприятные опасения <…> В наше горькое, нежное, аскетическое время нет места для такого рода озорных изысканий, для праздной литературы, не лишенной к тому же какого-то надменного задора…»; «…но издевается он, впрочем, не только над героем – издевается он и над читателем <…> В его книге, находящейся абсолютно вне гуманитарной традиции русской литературы, а потому литературы вообще…» (курсив мой. – Н. Р.); впрочем, довольно арок. Впрочем, имеющий уши да услышит. В литературной ситуации как таковой, особенно современной, не может быть «абсолютной истины» или критериев однозначной оценки того или иного явления/текста: количество его самых разных интерпретаций неограниченно. Итак, следует сказать о том, что любое одномерное «толкование» литературного продукта (он же произведение) не может считаться: корректным – и-раз, адекватным – и-два, вменяемым – и-три; ситуация постмодернизма не может быть отменена «сверху». Здравая же – единственно возможная – методика критического анализа, увы, чаще всего отсутствует.
Что именно подразумевается под здравой методикой критического анализа, каковы критерии? Логика. Подход к тексту с позиций художественности. Непозволительность «соскальзывания» с разбора произведения на личность автора.
«Задачей литературной критики является их (литературы и писателей. – Н. Р.) оценка, – пишет Наталья Иванова. – Разборчивый, не снобистский анализ, благодаря которому публика и становится более компетентной»1. И говорить-то об этом вроде бы излишне, но – увы! – приходится, и не раз, а потому… «Критика – это особое устройство литературного мозга, воспринимающего и словесность, и жизнь как текст, не отделяющего одно от другого. И отсеивающего, и оценивающего знаки перемен. Ни собственно социологической, ни только эстетической (и т.д.) критика быть не может, она просто в какие-то моменты педалирует разные свои функции»##Иванова Н. Объяснительная записка // Иванова Н. Указ. изд.

  1. Иванова Н. Сомнительное удовольствие // Иванова Н. Невеста Букера. М.: Время, 2005. С. 48. []

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №4, 2007

Цитировать

Рубанова, Н. Побочная партия. Заметки о стиле современных рецензий / Н. Рубанова // Вопросы литературы. - 2007 - №4. - C. 68-76
Копировать