№2, 1981/Обзоры и рецензии

По законам совместного плавания

В. П. Вильчинский, Советские писатели-маринисты, «Наука», Л. 1979, 288 стр.

Герои, скитальцы морей,

альбатросы,

Застольные гости громовых

пиров,

Орлиное племя, матросы,

матросы,

Вам песня поэта, вам слава

веков! –

писал в первый год революции Владимир Кириллов, посвящая стихотворение «Матросы» Балтийскому флоту, этому орлиному племени революционных моряков, вершивших дело Октября и на море, и на суше. В творчестве советских маринистов – В. Вишневского, Л. Соболева, Б. Лавренева да и многих других – морская тема раскрывается через показ авангардной роли военных моряков в борьбе за Октябрь, за победу социалистической революции, которую они вели на труднейших участках, десятки и сотни раз жертвуя жизнью. А сколько в Дальнейшем будет создано произведений о самоотверженности моряков, прославленных полков морской пехоты в годы Великой Отечественной войны!

Утверждая все это, условимся сразу, что советская литературная маринистика имеет право на обобщение и осмысление своего историко-литературного опыта, тем более, что у нее есть свои хорошие традиции в русской классической литературе, традиции Бестужева, Гончарова, Станюковича.

Автор монографии «Советские писатели-маринисты» Всеволод Пантелеймонович Вильчинский, внезапно скончавшийся в январе 1978 года (книга вышла после его кончины), пришел к своей теме в результате долгого и основательного изучения маринистики. Доктор филологических наук, он был в свое время военным моряком, имел звание капитана второго ранга и прекрасно знал моряцкую жизнь «извнутри», всегда имея возможность поверить жизненным опытом любое произведение о море и моряках.

Как исследователь маринистики, В. Вильчинский дебютировал большой монографией о жизни и творчестве К. Станюковича. Автор вступительной статьи к рецензируемой книге В. Баскаков считает монографию о Станюковиче «организующим центром» своеобразной трилогии, созданной В. Вильчинским и посвященной истории русской маринистики на всем протяжении ее существования – от момента возникновения до наших дней.

Вслед за монографией о Станюковиче (1963) появилась его книга «Русские писатели-маринисты» (1966), ведущая читателя через XIX и начало XX века – от Бестужевых до Новикова-Прибоя. Здесь, как заметил В. Баскаков, обозначены две линии в развитии литературной маринистики: первая из них, восходящая к «Письмам русского путешественника» Карамзина, ограничивается преимущественно описаниями морских пейзажей; вторая – отличается детальным изображением быта и психологии русских моряков.

Советской эпохе, 1920 – 1970-м годам, посвящена третья, ставшая заключительной, монография «Советские писатели-маринисты».

«Колоритная фигура, – пишет автор, – матроса – активного деятеля социалистической революции, участника штурма Зимнего, боевых отрядов, действовавших на воде и на суше, партизана-десантника, командира производства, личность моряка – покорителя подводных глубин, первооткрывателя земных и водных просторов – неоднократно привлекала внимание выдающихся художников слова» (стр. 9).

Вдохновенно написана первая глава книги «Морская периодика в первые годы советской власти и ее роль в истории маринистики». Читая ее, забываешь, что автор – рождения 1916 года: кажется, что он сам соучаствует в этих первых морских журналах, так же как и в первых литературных объединениях военморов далеких 20-х годов. Живо и в то же время точно рассказано о быстро возникавших и быстро завершавших свою жизнь журналах, об их слияниях и разъединениях, раскрыта романтичность их содержания и героика отображенных характеров. Добрым словом здесь помянуто много авторов, которые стояли у колыбели советской маринистики, привнося в свои, не всегда совершенные, произведения всю страстность моряцкого сердца, глубокую убежденность в правоте революционного дела.

Несомненно, все эти журналы могут и должны еще стать объектом дальнейшего литературоведческого анализа.

Интересно также и то, что говорит автор далее о ранней советской маринистике и развитии ее жанров.

Нам уже приходилось (предисловие к двухтомнику «Советская морская новелла», «Маяк», Одесса, 1976) писать о том, как жизнь матросских отрядов, в пору гражданской войны боровшихся против контрреволюции, вошла в советскую маринистику и внесла в нее одну из первых поправок. Вовсе не обязательно оказалось, чтобы события происходили на воде, на море, на корабле. Главное, чтобы в произведении действовали моряки, выступал морской характер – тот особый характер, который вырабатывается у человека под влиянием постоянной опасности.

Моряки в годы революции были на передовой линии. Автор книги обращает внимание на то, что особенностью демократической маринистики, начиная со Станюковича, было стремление показать, как отразились в жизни флота значительные общественные явления. Это стремление в советское время было умножено.

Говоря в дальнейшем о советском морском путевом очерке, В. Вильчинский отмечает, что авторы его – в отличие от морского путешественника прошлого – стремятся стать частью команды, проникнуться ее интересами. Здесь меньше экзотики, но больше внимания к общественно-политической жизни обитателей неведомых стран, к социальным контрастам.

В книге «Советские писатели-маринисты» рассыпано, немало наблюдений и замечаний по поводу новаторства советской маринистики. За описаниями морского пейзажа в ней угадывается напряженный, труд мужественных, стойких людей, смело покоряющих стихию.

Наряду с изображением характеров и событий, основанных на реальных фактах действительности, исследователь усматривает в советской маринистике условно-романтическую линию. Ярче всего она проявляется в творчестве А. Грина, у которого тяга к морю была стремлением к тому прекрасному, что отсутствовало в окружающей его обыденности.

30-е (да и последующие) годы в советской маринистике – это, прежде всего, В. Вишневский, Л. Соболев, Б. Лавренев. Им и посвящены центральные главы критического повествования. В. Вишневский характеризуется как летописец социалистической революции и гражданской войны, для которого навсегда самой дорогой остается тема «незабываемого 1919-го». Революция и люди моря для него неразрывны в судьбах страны. Моряки для В. Вишневского – гвардия народа. Также влюблены в море его побратимы по маринистике Л. Соболев и Б. Лавренев. «Морская душа», по определению Л. Соболева, – это стремление к победе. Крылато скажет Б. Лавренев о том, что единственная правда на свете – правда соленого ветра…

Но, конечно, далеко не только имена «ведущих» фигурируют в книге. В. Вильчинский рассказывает о таких интересных, давно ушедших из жизни писателях-маринистах, как В. Ричиотти и А. Дмитриев, пишет о С. Колбасьеве и И. Амурском. Каждый, находя свои сюжеты, стремился показать, как в специфической обстановке военного корабля раскрываются общие условия советской действительности.

Подробно останавливаясь на «Цусиме», верно говорит исследователь о влиянии Горького на путь Новикова-Прибоя в литературе, об учебе у Станюковича. Интересны, в частности, приводимые в книге материалы ленинградского (1933 год) обсуждения «Цусимы »

Удались литературоведу страницы, посвященные «Севастопольской страде» С. Сергеева-Ценского. Хотя не все сюжетные линии эпопеи связаны с морем и образами моряков, маринистическая «нить», по мнению В. Вильчинского, весьма искусно вплетена в общую ткань произведения.

Много, очень много писателей отдали дань морской тематике. Среди них мы встречаем В. Билль-Белоцерковского, И. Соколова-Микитова, А. Малышкина, Ю. Крымова, К. Бадигина и других, в том числе ближайших современников, писателей, вступивших в литературу в 60 – 70-е годы.

Свободно себя чувствуя на широком просторе маринистики, вспоминает автор и Ларису Рейснер, отразившую суровые походы волжских кораблей в гражданскую войну, и легендарного подводника – поэта Великой Отечественной войны Алексея Лебедева, сказавшего, что если он сегодня покинет подводный корабль, то завтра перестанет писать стихи.

Впрочем, о поэзии В. Вильчинский говорит мало (преимущественно, когда речь идет о гражданской войне). Его книга – о прозе и драматургии.

Обобщая впечатления от книги В. Вильчинского, надо сказать, что его «морская душа» все же явственно тяготеет к прошлому и настоящему флота военно-морского. Произведения, посвященные торговому и рыболовецкому флоту, судостроителям и судоремонтникам, докерам и рыбакам, морским пограничникам, вспоминаются редко.

Книга написана о русской литературной маринистике, Лишь однажды автор упоминает А. Корнейчука – его «Гибель эскадры» и драматические события вынужденного потопления флота в 1918 году, легшие в основу этой волнующей пьесы. Больше о национальных литературах – ни слова. А между тем в украинской советской литературе многие писатели и поэты связаны с морской темой и создали ряд отличных произведений о море и моряках: в 1975 году вышел сборник избранных, лучших произведений на эту тему – «С моря» (Одесса, «Маяк»), Много пишут прибалтийские маринисты. Есть произведения о море и моряках в грузинской и азербайджанской литературе. Разговор о советской маринистике теперь явно должен быть расширен за счет привлечения всего многонационального материала. К сожалению, В. Вильчинский этого сделать уже не сможет – это долг будущих исследователей.

г. Одесса

Цитировать

Недзведский, А. По законам совместного плавания / А. Недзведский // Вопросы литературы. - 1981 - №2. - C. 255-259
Копировать