№2, 2000/Мозаика

По страницам литературоведческих и литературно-критических изданий

«Филологические науки», 1999, № 3, 4, 5

Открывает № 3 указанного журнала статья В. А. Зайцева «Жанровая традиция «Памятника» в русской поэзии ХХ века». «В истории мировой поэзии тема и образ памятника давно уже стали «вечным» мотивом, образовав своего рода жанровую традицию, восходящую к известной оде Горация «К Мельпомене»… и даже к более глубокой древности. На протяжении многих веков она не раз привлекала поэтов разных стран, а затем, естественно, исследователей-литературоведов… – пишет В. Зайцев и продолжает далее: – Хотелось бы сосредоточиться на некоторых, менее изученных аспектах жанровой эволюции произведений этого типа, имеющих давнюю и прочную традицию и обнаруживших за последние два с половиной столетия в русской литературе свою жизнестойкость, способность к обновлению и щедрому многообразию форм и модификаций.

Нас будет интересовать прежде всего жанровый аспект, пока лишь намеченный в некоторых работах последнего времени, обозначивших корни этой традиции, генезис названной темы и жанра, пути их обновления и развития в мировом историко-литературном процессе. При этом главное внимание будет уделяться наименее исследованным в этом плане явлениям русской поэзии ХХ в.».

В конце своей работы автор приходит к следующему выводу: «Подводя некоторые итоги, следует заметить, что идущий от оды Горация и даже из более глубокой древности жанр «поэтического размышления» о памятнике, нашедший блистательное воплощение в творчестве Державина, Пушкина, Баратынского и других поэтов-классиков ХIХ в., в дальнейшем, уже в нашем столетии, был реализован в различных жанровых модификациях «разговора» с памятником (Маяковский, Есенин, Вознесенский, Бродский), прямого или внутреннего «монолога» как бы возвращающегося к жизни, «ожившего монумента» (Асеев, Смеляков, Слуцкий, Высоцкий).

При этом характерно усиление личностного, исповедальногозвучания стихов при наличии разных форм взаимодействия сюжетно-повествовательной основы и медитативного, подчас лирико-публицистического начала в стихах 40-50-х годов. Вместе с тем именно во взаимопроникновении этих начал обнаруживается тенденция к творческому использованию и обновлению самых различных стиховых форм, а также к жанровому и стилевому синтезу, особенно давшая о себе знать во второй половине ХХ столетия».

«Фольклор в лирике А. С.

Цитировать

От редакции По страницам литературоведческих и литературно-критических изданий / От редакции // Вопросы литературы. - 2000 - №2. - C. 371-377
Копировать

Нашли ошибку?

Сообщение об ошибке