Письмо Б. Пастернака Ю. Юркуну. Вступительная заметка, комментарий и публикация Н. Богомолова
Публикуемое письмо Б. Л. Пастернака обращено к человеку, небезызвестному в писательских кругах 10-х – начала 20-х годов. Юрий Иванович Юркун (1895 – 1938) был автором нескольких прозаических книг: «Шведские перчатки», «Рассказы, написанные на Кирочной улице, в доме под N 48», «Дурная компания». Его изящная, хотя и несколько легковесная, проза привлекала внимание ценителей литературы подобного рода. Характерно мнение К. А. Сомова, высказанное им в дневнике: «Вечером пришел Валечка (Нувель. – Н. Б.) и Нурок, принесли мне «Шведские перчатки» Юркуна, книгу, которая им очень понравилась своей молодостью, искренностью и наблюдательностью, несмотря на корявый, неграмотный стиль». «Дочитал до конца «Шведские перчатки» – интересный документ – это, в сущности, юношеский дневник – искренний и нежный… Вероятно, это будет единственная его книга» 1.
Но, пожалуй, не меньше, чем своей писательской деятельностью, Юркун был известен литературному Петербургу – Ленинграду близкой дружбой с Михаилом Алексеевичем Кузминым (1875 – 1936), писателем, чье мнение котировалось в литературных кругах в то время весьма высоко. Поэтому не случаен подтекст письма: обращаясь к Юркуну, Пастернак постоянно рассчитывает на то, что его письмо станет известно и Кузмину. Недаром Кузмин и Юркун на страницах воспоминаний о литературном быте 10 – 20-х годов почти всегда появляются вместе. Пожалуй, наиболее точное сравнение для них нашел художник В. А. Милашевский (иллюстрировавший, между прочим, книгу стихов Кузмина «Занавешенные картинки»), назвав их «петербургскими Верленом и Рембо» 2.
Письмо относится к тому периоду в биографии Пастернака, который, пожалуй, наименее освещен в нашей науке. Только что вышел сборник «Сестра моя жизнь», сделавший имя Пастернака знаменитым. Стихи из этого сборника были многим известны еще в рукописях, по отдельным публикациям в журналах и сборниках, но, собранные вместе, они производили намного более сильное впечатление. Став популярным, Пастернак получил возможность разговаривать (хотя бы в письмах) с известными писателями, делиться с ними своими мыслями и переживаниями, раздумьями о своей писательской репутации, о месте в русской литературе – мыслями, которые занимали его со времени революции. Как это почти всегда бывает в письмах Пастернака, размышления о проблемах литературной жизни сменяются размышлениями о природе творчества, о времени и о себе во времени.
Цели своей письмо достигло: Кузмин прочитал его и откликнулся на присланные вместе с письмом книги3. Приведем свидетельства из дневника Кузмина о получении этого письма и последовавшей встрече Пастернака и Кузмина. 22 июня 1922 года Кузмин записывает: «Юр[кун] сидит в дыму и пишет письмо Пастернаку» 4. На следующий день: «Юр[кун] все толкует о Пастернаке, самоотверженно забывая, что сам гораздо лучше, в сотни раз, его» 5. И наконец 16 августа 1922 года: «В Литер[атуре] все видали. Юр[кун] рад, кажется. Покупали все для вечера. Даже вина достали, а Пастернак долго не шел. О[льга] Н[иколаевна Арбенина] сидела. Но в конце концов и москвич пришел. Очень душевно и дружески к Юр[куну] толковал, хотя и не особенно толково. Меня, по-моему, и не читал, но это не важно. Я все более отдаляюсь в туманную неизвестность для литерат[урных] сфер. Выбежал все-таки «Дом литераторов. Там все. Читал немного. Все опрашивают нас о Пастернаке, будто мы монополизировали его» 6.
- «Константин Андреевич Сомов. Письма. Дневники, Суждения современников», «Искусство», М. 1979, стр. 142, 143.[↩]
- В. Милашевский, Вчера, позавчера. Воспоминания художника, «Художник РСФСР», Л. 1972, стр. 216.[↩]
- См. об этом в примечаниях к письму, а также в кн. «Материалы XXVI научной студенческой конференции. Литературоведение. Лингвистика», Тарту, 1971, стр. 37.[↩]
- ЦГАЛИ, ф. 232, оп. 1, ед. хр. 60, л. 65.[↩]
- Там же, л. 66.[↩]
- ЦГАЛИ, ф. 232, оп. 1, ед. хр. 60, л. 135. Приношу благодарность К. Н. Суворовой за сообщение выдержек из дневника М. Кузмина. Пользуюсь также случаем поблагодарить за помощь Р. Д. Тименчика, Е. Б. Пастернака и Е. В. Пастернак.[↩]
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №7, 1981