№10, 1975/Панорама

Писательское движение Шри Ланки: поиски и задачи

Вот уже около года с газетных страниц республики не сходит название «Баватараная». Так озаглавил свою новую книгу старейшина ланкийской литературы Мартин Викрамасингхе. Вокруг этого произведения идут жаркие споры; в них принимают участие литературоведы, ученые, журналисты, политические деятели, профсоюзные лидеры, служители религиозных культов, широкие массы трудящихся.

«Баватараная» – необычная для М. Викрамасингхе книга. Впервые писатель-реалист положил в основу фабулы буддийскую легенду. Главный герой царевич Сиддахартха Гаутама радуется и страдает, беседует с простыми людьми, играет с детьми, влюбляется и охотится. Затем, после долгих размышлений и исканий, он достигает высокого знания и становится Буддой, «просветленным».

Итак, произведение, трактующее религиозные заповеди? Лишь в малой степени. Буддийское предание оживает на страницах книги М. Викрамасингхе прежде всего как форма для выражения его взглядов на расстановку сил в классовом обществе, на серьезные и важные социальные и нравственные проблемы. Гуманистического пафоса не снижает даже стоящая несколько особняком вторая часть произведения, где автор комментирует некоторые вопросы буддийской метафизики. (Кстати, при переводе книги на английский язык М. Викрамасингхе согласился на значительное сокращение второй части.)

– Как вы знаете, буддизму принадлежит значительное место в жизни нашей страны, – рассказывает нам писатель. – Поэтому на фольклорном материале, хорошо знакомом ланкийцам, я попытался прежде всего выразить идею неисчерпаемости глубоких духовных сил народа. В моем понимании, в образе Будды особенно важно неприятие им социальной несправедливости, неравенства, сближение его с простыми людьми. Я всегда выступал против фальши официальной религии, против догматизма и начетничества реакционного духовенства. Думается, что сейчас, когда наш народ все более решительно порывает с пережитками средне вековой косности, моя книга может пригодиться в этой борьбе.

Предложенная М. Викрамасингхе концепция вызвала бурю негодования среди консервативно настроенных клерикальных кругов. Основной мишенью их нападок стало «низведение» главного героя до самого обыкновенного человека и «возвышение» простого смертного. По инициативе некоторых религиозных организаций в стране развернулась кампания за полное запрещение книги. А заодно была предпринята попытка начать бешеную травлю писателя, поставить под сомнение его заслуги в развитии национальной литературы. И интересно заметить, что плохо замаскированные нити «заговора» против М. Викрамасингхе протянулись от исполнителей к правым политическим партиям, выражающим интересы крупной буржуазии и помещиков и находящимся в оппозиции к прогрессивному правительству Объединенного фронта.

Но эта кампания не удалась. Против реакционных кругов выступили левые силы, представители демократической интеллигенции. Они поняли и правильно оценили попытку автора по своему выразить гуманистический идеал. В левой печати появились материалы, в которых атака на М. Викрамасингхе расценивалась как составной элемент попыток реакции развернуть широкое наступление на все здоровые, прогрессивные силы Шри Ланки.

Таким образом, полемика вышла за литературные рамки. Книга послужила поводом к развертыванию острой дискуссии о позиции литератора и гражданина, в ходе которой все отчетливее выявляется гражданственная позиция ланкийских писателей-демократов, громче звучит их голос против косности и реакции, за народность и гуманизм.

…Ланкийцы любят сокращения и используют их почти во всех сферах жизни. Объединенный фронт, к примеру, и на письме и в разговоре будет просто ОФ. КРЦ – это Конгресс рабочих Цейлона, а ШЛФП – Партия свободы Шри Ланки (Шри Ланка фридом партия). Некоторые сокращения используются десятилетиями, иные только входят в число употребляемых. Краткая формула ФНП появилась сравнительно недавно. Но она уже широко используется и специальной расшифровки не требует.

ФНП, или фронт Народных писателей, – ассоциация прогрессивных ланкийских литераторов. Год рождения – 1968.

– Поначалу все приходилось выносить на своих плечах небольшой группе энтузиастов, – рассказал в одной из бесед с автором этих строк Г. Витана, генеральный секретарь ФНП. – Однако мы хорошо понимали настоятельную необходимость сплотить под одним флагом, на общей платформе, писателей демократических убеждений, объединить усилия литераторов-патриотов в интересах всего народа.

ФНП был создан в том же году, что и Объединенный фронт – блок прогрессивных партий, в состав которого вошла и Коммунистическая партия Шри Ланки. Одним из важных политических шагов ФНП стала подготовка и распространение воззвания прогрессивных литераторов к населению страны, в котором они призывали ланкийцев отдать свои голоса на всеобщих парламентских выборах 1970 года за левую коалицию.

С идеей написания такого воззвания мы пришли к М. Викрамасингхе, – он с самого начала с большим одобрением отнесся к замыслу создания ФНП, – говорит далее Г. Витана, – На наш вопрос, согласится ли он поставить свою подпись под таким документом, писатель молча взял лист бумаги, в нашем присутствии написал текст воззвания и расписался. Так что в победе Объединенного фронта на выборах есть и наша лепта.

«Воспитывать работников литературного фронта в духе служения народу, утверждать реализм как основной метод в искусстве, способствовать развитию у литераторов высокого художественного вкуса, прививать им навыки профессионального мастерства – вот задачи, которые ставит перед собой наша газета», – такими словами открывалась редакционная статья в первом номере газеты «Джана Ручия» («На службу народу»).

Цитировать

Менкес, Е. Писательское движение Шри Ланки: поиски и задачи / Е. Менкес // Вопросы литературы. - 1975 - №10. - C. 200-206
Копировать