№3, 1964/Обзоры и рецензии

Писатель-боец

«Писатель-боец. Воспоминания о Всеволоде Вишневском». Составитель Г. Кормушина, «Советская Россия», М. 1963, 342 стр.

Еще Пушкин, вспоминая о Грибоедове, горько сетовал, что «замечательные люди исчезают у нас, не оставляя по себе следов», полагая, что причина здесь в том, что мы «ленивы и нелюбопытны». К счастью, времена эти давно миновали. В собирании и сохранения сведений о выдающихся деятелях политики, науки и искусства мы становимся все более любопытными и прилежными. Немало полезного в этой области дают сборники воспоминаний о писателях, выходящие все в большем количестве, не говоря уже о серии «Жизнь замечательных людей», учрежденной некогда М. Горьким и с честью выполняющей свою задачу до сих пор.

Недавно вышла еще одна книга воспоминаний – о Всеволоде Вишневском, написанная его друзьями по литературной работе, людьми, бок обок с ним защищавшими осажденный Ленинград, и даже его давними однополчанами времен первой империалистической войны.

Перед читателем этой книги возникает образ Вишневского – драматурга, сценариста, прозаика, редактора, учителя литературной молодежи, оратора и пропагандиста, бойца и политработника.

Каждый из участников сборника повествует о том, что было ему всего ближе и дороже в деятельности покойного писателя, каждый, вспоминая о нем, как бы дорисовывает его облик, освещая его с новых и новых сторон.

Читатель книги узнает много любопытнейших фактов из биографии Вишневского. В живых подробностях раскрывается характер писателя, его литературные пристрастия и антипатии. Сборник дает нам яркое представление о его любви к Родине, к флоту, работе в котором он отдал большую часть жизни и о котором так много писал.

Книга воспоминаний может служить своеобразным дополнением к вышедшему недавно шеститомному собранию сочинений Вишневского – к его пьесам, киносценариям, прозе, статьям и речам.

Особую роль в жизни Вишневского сыграла его работа в качестве редактора журнала «Знамя». О Вишневском-редакторе вспоминают многие писатели, которым он помог совершить первые шаги в литературе, внимательно и с любовной требовательностью относясь ко всему, что приносили в редакцию они, в ту пору никому не известные, начинающие литераторы.

Удивительно разносторонний писатель, с одинаковым успехом работавший в самых разнообразных жанрах, он был необыкновенно целеустремлен в художественных исканиях.

Начиная от «Первой Конной», о времени написания которой вспоминают В. Перцов, В. Строева, А. Файко и другие, место Вишневского в советской драматургии было определенным и ясным. Оптимистическая трагедийность его созданий, породившая множество сторонников драматургии Вишневского, в то же время вызывала немало нападок и споров. Новаторские стремления автора подвергались сомнению, а иногда даже высмеивались. Но, верный себе, Вишневский шел своим путем, и дальнейшие его произведения представляли собой развитие всех тех же творческих принципов романтико-героической революционной драматургии.

И несмотря на ожесточенные споры, неизменно сопровождавшие каждую новую работу Вишневского, «Оптимистическая трагедия» и «Мы из Кронштадта», о которых часто вспоминают авторы сборника, принесли ему всеобщее признание и шумный успех.

В «Испанском дневнике» Михаила Кольцова рассказано о том, с каким волнением смотрели фильм «Мы из Кронштадта» защитники революционного Мадрида. Описание это лучше всего характеризует взрывчатую силу произведения Вишневского, близкого революционерам всех стран.

Замечательно, что о Вишневском вспоминают сейчас люди самых разных профессий, и в том числе работники многих жанров искусства. Драматургия Вишневского и самая его личность были притягательны для всех этих таких разных и подчас далеких друг от друга людей. А. Штейн рассказывает о том, что у Вишневского в его квартире в Лаврушенском переулке можно было встретить Б. Збарского, который вместе с профессором Воробьевым бальзамировал В. И. Ленина, генерала В. Чуйкова, друзей драматурга по-гражданской войне И. Папанина и П. Попова, комдива Первой Конной Оку Ивановича Городовикова, помнившего Вишневского еще пулеметчиком в Сальских степях, кинематографистов С. Эйзенштейна, А. Довженко, Е. Дзигана – режиссера фильма «Мы из Кронштадта», адмирала флота Советского Союза И. Исакова, театрального режиссера С. Майорова, поставившего одним из первых «Оптимистическую трагедию» в Бакинском рабочем театре, А. Попова из Театра Советской Армии, немецкого драматурга Фридриха Вольфа, французского коммуниста Леона Муссинака и многих, многих других.

Этот сборник воспоминаний недаром носит название «Писатель-боец». Ведь главной чертой жизни и творчества Вишневского был неизменный боевой, наступательный дух, свойственный ему во всем, что он делал, говорил и писал.

Цитировать

Мишина, Н. Писатель-боец / Н. Мишина // Вопросы литературы. - 1964 - №3. - C. 216-216
Копировать