№6, 1963/Обзоры и рецензии

Переписка Толстого с русскими писателями

Л. Н. Толстой, Переписка с русскими писателями. Составление, подготовка текста, вступительная статья и примечания С. Розановой, Гослитиздат. М., – 1962, 719 стр.

Письма великих людей, особенно писателей, всегда интересны. Они помогают лучше понять и произведения писателя, и его самого.

Известно, что эпистолярное наследство Толстого огромно. Он состоял в переписке как с людьми, имевшими мировую славу, так и с теми, имена которых остались известны только потому, что они были «го корреспондентами.

Особый интерес вызывает переписка Толстого с русскими писателями. Среди его корреспондентов были такие корифеи русской литературы, Как Некрасов, Тургенев, Гончаров, Островский, Чернышевский, Герцен, Салтыков-Щедрин, Лесков, Короленко, Горький. Толстой переписывался с Боткиным и Анненковым, Панаевым и Сологубом, Полонским и Фетом, Эртелем и Златовратским, Буниным и Андреевым, и многими, многими другими. Поэтому нечего и говорить о том, какую большую ценность как для специалистов, так и для широкого круга читателей представляет собой изданная недавно его «Переписка с русскими писателями».

Собранные воедино письма воссоздают широкую картину русской культурной и общественной жизни, рассказывают о борьбе различных направлений русской литературы, о ее поисках правды, высоком нравственном пафосе, стремлении к утверждению светлых, гуманистических идеалов.

Переписка Толстого с каждым из его корреспондентов образует в книге отдельный раздел («Л. Н. Толстой и Н. А. Некрасов», «Л. Н. Толстой и И. И. Панаев» и т. д.), причем письмо Толстого и ответ на него корреспондента (если он сохранился) публикуются рядом. Таким образом, каждый раздел книги вырастает как бы в самостоятельную, увлекательную и поучительную повесть, рассказывающую об интереснейших людях той эпохи, об их дружбе и разногласиях, об их эстетических вкусах и общественных стремлениях.

Взять хотя бы переписку Толстого и Некрасова. Она начинается в 1852 году сопроводительным письмом Толстого, отправившего Некрасову «Детство». Редактор «Современника» живо откликается на полученную им повесть: «И роман Ваш, и талант меня заинтересовали». Некрасов, чутко уловивший особенности дарования Толстого, его стремление к «простоте и действительности», к «глубокой и трезвой правде», протягивает дружескую руку молодому писателю, помогает ему поверить в свой талант, зовет его на путь борьбы за справедливость.

Однако дружеская переписка первых лет уже во второй половине 50-х годов приобретает иной характер. Происходит размежевание в среде литераторов «Современника» на два лагеря – демократический и либеральный, и каждая из враждующих групп борется за Толстого. Уже в то время понимавший несправедливость современного социального устройства жизни, Толстой не принимал революционных методов борьбы. Тем не менее руководители «Современника» Некрасов и Чернышевский стараются сохранить писателя для журнала, убедить его в правильности своей революционно-демократической концепции. Даже тогда, когда пути их расходятся, Некрасов не теряет веры в Толстого и пишет ему: «Я люблю еще в Вас великую надежду русской литературы, для которой Вы уже много сделали и для которой еще более сделаете, когда поймете, что в нашем отечестве роль писателя – есть прежде всего роль учителя и, по возможности, заступника за безгласных и приниженных.

Совершенно исключительную ценность представляют письма Толстого и Тургенева. Несмотря на то, что сохранилась лишь небольшая часть этой переписки (многие письма Толстого к Тургеневу пропали), мы получили яркий рассказ о сложных отношениях двух великих людей, об их умении преодолевал личное самолюбие и личные чувства во имя всепоглощающей любви к русской литературе.

Каждый раздел книги по-своему интересен, раскрывает какие-то новые черты мировоззрения и творчества Толстого, их эволюцию. Наиболее интересны письма 50 – 60-х годов, когда молодой писатель еще ищет пути, формирует свой метод, свои взгляды, учится у своих старших товарищей.

С годами тон писем меняется. Толстой становится всемирно известным писателем, магнитом, к которому тянутся все. И как некогда его старшие товарищи, он с открытым сердцем идет навстречу молодости. Молодые писатели ищут у него ответа не только на вопрос о том, как писать, но и о том, как жить.

В письмах Толстого мы встречаем и теоретические высказывания по вопросам искусства, и оценку произведений молодых писателей, и анализ собственного творчества, и политические выпады против существующего строя, которые, однако, уживаются с проповедью непротивления злу насилием. Его волнуют судьбы родной литературы, с пристальным вниманием он следит за творчеством писателей различных идейных направлений. Несмотря на противоположность их идейных убеждений, Толстого интересуют писатели-народники Засодимский и Златовратский. Толстой поддерживает Короленко в его борьбе против черносотенной реакции, с тревогой присматривается к первым проявлениям декаданса в литературе. В письме к Леониду Андрееву, написанном за два года до смерти, Толстой формулирует свое писательское кредо, которое оставляет как завет молодым: «…Писать надо, во-первых, только тогда, когда мысль, которую хочется выразить, так неотвязчива, что она до тех пор, пока, как умеешь, не выразишь ее, не отстанет от тебя… Второе, что часто встречается и чем, мне кажется, часто грешны особенно нынешние современные писатели (все декадентство на этом стоит), желание быть особенным, оригинальным, удивить, поразить читателя… Это исключает простоту. А простота – необходимое условие прекрасного… Третье: поспешность писания… Четвертое: желание отвечать вкусам и требованиям большинства читающей публики » данное время. Это особенно вредно и разрушает вперед уже все значение того, что пишется».

Научное значение сборника трудно переоценить. «Переписка с русскими писателями» помогает глубже понять не только Толстого, но и пути русского реализма, его особенности, развитие эстетической мысли в России.

Составитель сборника С. Розанова проделала большую плодотворную работу. В научный обиход введено 127 писем, опубликованных впервые, среди них письмо Толстого к Эртелю, письма Фета, два новых письма Лескова,’ письма Потехина, Златовратского, Эртеля и других. По архивам заново проверены многие тексты и в ряде случаев устранены искажения, допускавшиеся в прежних публикациях, уточнена датировка писем.

Тщательно подготовлены примечания, которые лаконично, но достаточно ясно комментируют непонятные места текста, Хорошо, что расположены они не в конце книги, а непосредственно под каждым письмом, – это не разрывает внимания читателя, дает ему возможность легко почерпнуть нужные сведения.

Вступительная статья С. Розановой вводит читателя в важнейшие, узловые моменты переписки, объясняет противоречия мировоззрения и творчества Толстого. Убедительно раскрыта сложность позиции писателя в общественно-литературной борьбе эпохи.

Переписка Толстого с русскими писателями имеет не только познавательное и теоретическое, но и воспитательное значение. Именно поэтому сборник этот звучит столь актуально. На многих убедительных примерах он учит, как окрыляют художника стремление к правде, любовь к человеку и как сковываются его возможности, когда он уходит от основ народной жизни, от истины и простоты. Он учит бескорыстному и благородному служению искусству, которое как знамя пронесли великие писатели русской классической литературы.

Цитировать

Краснова, С. Переписка Толстого с русскими писателями / С. Краснова // Вопросы литературы. - 1963 - №6. - C. 221-222
Копировать