Пародия – любимый жанр
БОРЬБА ЗА ПРЕСТОЛ
Дмитрий БАЛАШОВ
На Фалалея-огуречника в ложе супружницы боярина Сущевского раздался сторожкийпостук.
– Ихто там? – перекрестясь, соскочила с полатей Евпраксеюшка.
– Енто я, Левонтий, – негромко послышалось за оконцем. В гридницу вошел детинушка – косая сажень в раменах.
– Отца Пафнутия давеча возле шинка дружинники схватили! зело испуганно баял гость. – Лютует князь Святослав, чует слабость свою. Сховай-ко меня, Евпраксеюшка.
Боярыня попризадумалась. Постылый муж ея – княжий постельничий, он же по совместительству сокольничий – держал сторону хитрого и коварного Святослава. Ежели проведает Сущевский, что паки прятала у себя супружница людей опального Владислава, не сносить ей живота своего. Да и спины тоже. Токмо надежда есть – грядет от града Лыкославля молодой Владислав со своею дружиною. Что как вдруг победит он в усобице? Станет она в одночасье и в чести, и в славе.
– В погреб ступай, – молвила Евпраксеюшка.
Цельную ночь стучали в расписные ставеньки сторонники Владислава. Где ужо тут заснуть либерально настроенной боярыне? Вдобавок к тому ж за стенами терема шибко тюкали топоры – это люди Станислава, озлобясь, рубили сук, на котором сидели ревнители Владислава.
И началась подпольная работа.
Смутьяны, будучи бессильны в погребе чем-либо помочь своему опальному князю, не ведали, чем заняться. Ратмирка от скуки баклуши бил: делал из них игрушечные долбянки. Евлампий паки и паки лепил горшки чудно вельми. Фефел изготавливал пряжки, поршни и прочую охабень. Остальное обчество занималось в подполье внутренним убранством. Феодосии кислым квасом рисовал фрески, а ИсакЗахариевич самолично изукрасил всё оброннойплетницей. Другие от безделья мастерили туеса, книжные заставки, занимались резьбой по дереву.
Через седмицу паки затрезвонили колокола, и в погреб юркнула Евпраксеюшка.
– Выходи, мужики, – баяла она. – Наш пострел поспел на престол.
– Ну а с ентим добром что, ватаман? – спросил Ратмирка. – С собою брать?
– Остается пущай в погребе, – повелел Левонтий.
Выйдя на подворье, приколотил он к дверям резным вывеску: «Касса за угломъ».
– Пошто сие? – подивилась Евпраксеюшка.
– Дык ить веков через шесть откроют тута выставку декоративно-прикладного^ искусства, – мечтательно разъяснил Левонтий и, перекрестясь, дописал красными буквицами:
«ДЛЯ САВЕЦКИХ АВТОРОВЪ ИСТОРИЧЕСКИХЪ РОМАНОВЪ ВХОДЪ СВОБОДНЫЙ».
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №4, 1991