№5, 1999/В шутку и всерьез

Пародии

НОВЫЕ ВРЕМЕНА

(Либретто балета «Лебединое озеро»)

Когда-то, довольно давно, когда наша страна продолжала уверенной поступью шагать к светлому будущему, руководствуясь трудами Маркса, Энгельса, Ленина, уже потеряв по дороге Сталина, я прочла в «Литературной газете» очерк писателя Геннадия Фиша под названием «Здравствуй, Дания».

В нем были такие слова: «Мои датские друзья посоветовали мне посмотреть в театре балет «Женни фон Вестфален», где партию Женни танцует их прима, баронесса Эльза-Марианна фон Розен, а Маркса – артист из Парижа Милорад Мицкович».

Из очерка было неясно, посмотрел ли Г. Фиш этот спектакль, но я (надо сказать, большая любительница балета) моментально представила себе Маркса в трико и с бородой, делающего всякие жете, фуэте, туры и пике… и сочинила свой вариант либретто «Женни фон Вестфален».

Но тогда это произведение по понятным причинам было обречено на долгое лежание в ящике письменного стола.

Сейчас, когда нам вышла свобода, я предлагаю читателю либретто этого балета.

Картина первая

Городская площадь. Кордебалет – юноши и девушки исполняют классические и народные танцы. Появляется Маркс с бородой и в черном трико. Молодежь приглашает его плясать, а он пытается выразительным языком балета, исполняя сотэ и фуэте, объяснить им теорию прибавочной стоимости.

Но они, ничего не поняв, убегают.

Вбегает Энгельс, тоже с бородой, но в белом трико.

Дуэт Маркса и Энгельса ярко и красочно передает соотношение труда и капитала.

Энгельс, исполнив па-де-ша, уходит дописывать «Происхождение семьи, частной собственности и государства».

Двое уличных забияк – Дюринг и Анти-Дюринг – затевают дуэль на шпагах.

Маркс, сделав несколько туров, удаляется и приходит на берег озера.

Картина вторая

Берег озера. Начинается буря, появляются лебеди – это девушки, которых Главный капиталист превратил в лебедей. Они лишь ночью становятся людьми.

Когда Маркс узнает их историю, он проникается к ним сочувствием, как и ко всем угнетенным.

Царица лебедей Женни танцует с Марксом лирический дуэт, во время которого Маркс, сделав пируэт и несколько прыжков, объясняет Женни теорию прибавочной стоимости и разницу между трудом абстрактным и конкретным. Войдя в пике, Женни отвечает ему, что взаимоотношение труда и капитала волнует ее с детства.

Становится ясно, что они полюбили друг друга.

Исполнив па-де-труа, Маркс обещает девушке, что как только он допишет IV том «Капитала», он расколдует ее и женится на ней.

Общий танец – гимн труду.

Картина третья

На сцене опять озеро. Танец маленьких капиталистиков.

Появляется Главный капиталист и при помощи нескольких несложных пируэтов снова превращает девушек в лебедей.

На авансцене видно, как Маркс срочно дописывает II том «Капитала», письмо к Вендемееру, а также «Критику Готской программы».

Но Главный капиталист не дает ему работать и стремительными прыжками отрицает диктатуру пролетариата.

Маркс выходит из себя. Бурным па-де-труа он клеймит сторонников тред-юнионов, а заодно Кропоткина и Бакунина.

Кордебалет, изображающий пролетариат в цепях, танцует вместе с Марксом.

Под давлением передового учения Главный капиталист отступает.

Картина четвертая

На сцене – Европа. По ней в плавном адажио бредет призрак коммунизма, за ним -могильщик капитализма – пролетариат. Дальше следуют деятели I Интернационала, который в конце концов изжил себя.

Но вот появляется Маркс.

Протанцевав переходный период от капитализма к социализму, он расправляется со всеми врагами рабочего класса и трудового крестьянства.

«Наша теория – не догма, – как бы говорит его танец, – а руководство к действию».

На сцене в золотой пачке возникает царица лебедей – Женни фон Вестфален (баронесса Эльза-Марианна фон Розен).

Грустно и безнадежно делает она 64 пируэта, но Маркс протягивает ей «Манифест Коммунистической партии», и она и все девушки моментально превращаются в людей.

Апофеоз любви и победы труда над капиталом.

Пролетарии всех стран соединяются.

 

ТРИ МИНУТЫ МОЛЧАНИЯ И БОЛЕЕ ТОГО…

ГЕОРГИЙ ВЛАДИМОВ

Кантовался я на причале. Объякорился.

Пришвартовывается ко мне ухман.

– Штывай, – говорит, – Сеня! Засачковал, кореш. А я такого спекуля смайнил. Хочешь курта норвежского?

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №5, 1999

Цитировать

Хазанова, Р. Пародии / Р. Хазанова // Вопросы литературы. - 1999 - №5. - C. 369-365
Копировать