№5, 1975/История зарубежной литературы

Панорама свершений

Тридцать лет, прошедшие со времени освобождения Чехословакии Советской Армией, – это время больших свершений и успехов словацкой социалистической литературы. Естественно, что словацкие писатели с самого начала продолжали традицию пролетарской революционной литературы, основы которой были заложены левыми прогрессивными художниками 20 – 30-х годов, объединившимися вокруг журнала и группы «Дау». Поэтические и прозаические произведения межвоенных лет, принадлежащие перу Петера Илемницкого, Лацо Новомеского, Фране Краля, Яна Поничана и многих других художников, чья идейная зрелость пришлась на конец второй мировой войны и кто принял активное участие в Словацком национальном восстании, стали точкой отсчета и надежным компасом для дальнейшего развития литературы.

И в высшей степени знаменателен тот факт, что с первыми значительными произведениями, оставившими след в истории словацкой литературы, выступили после 1945 года именно те представители интеллигенции, что стояли на коммунистических позициях. Фране Краль приветствовал освобождение стихами «С ночи до рассвета» (1945), Ян Поничан – поэмой «Восстание» (1946), а Лацо Новомеский – сборником «Запрещенным карандашом» (1946). Петер Илемницкий уже в своей «Хронике» (1947), первом прозаическом произведении, посвященном восстанию, создал на основе свидетельских показаний его участников широкую и впечатляющую картину героической антифашистской борьбы словацкого народа.

Уже в первые послевоенные годы писатели, и ранее проявлявшие глубокое понимание социальных проблем и тяготевшие к реализму, выпустили произведения, в основе которых лежали идейно-художественные принципы социалистической литературы и которые явились вкладом в строительство новой культуры. В это же время о себе заявили и многие молодые художники. Почти каждый из них прежде всего высказал свое отношение к недавней борьбе нашего народа за национальное и социальное освобождение и лишь затем обратился к изображению социалистических преобразований в стране и становлению новых человеческих отношений.

Естественно, краткий обзор развития национальной литературы не может содержать ни синхронного среза всех ее периодов, ни картины развития отдельных жанров, ни подробного описания творческого пути каждого писателя. Поэтому я попытаюсь хотя бы упомянуть о наиболее значительных авторах и их произведениях, важных для развития литературы в целом, свидетельствующих о ее возрастающем идейно-художественном уровне. Я остановлюсь на основных литературных жанрах и на двух периодах литературной жизни, продолжавшихся примерно по пятнадцать лет каждый.

Исторической задачей словацкой прозы после освобождения было осмысление прошлого – и более отдаленного, и совсем близкого. Писатели стремились разобраться в уроках истории, соотнести их с современностью. Наиболее отчетливо это видно в произведениях, рисующих Словацкое восстание, и прежде всего в творчестве Владимира Минача.

Этот писатель, сам участник восстания, обратился к теме антифашистской борьбы уже в своих первых романах («Смерть ходит по горам», «Вчера и завтра»), но наибольшего размаха и глубины изображения он достиг в трилогии «Поколение». В ее отдельных частях («Время долгого ожидания», «Живые и мертвые», «Колокола возвещают день») прослеживаются судьбы представителей одного поколения в военные годы, в момент восстания и в послевоенный период, когда они делают первые шаги в новой жизни. Тема глубокого перелома в характерах и сознании людей, особенно в процессе социалистического преобразования деревни, становится главной в его сборнике рассказов «На переломе».

Сходным был путь в овладении новым жизненным материалом и у других словацких писателей. Это относится, например, к Йозефу Гораку («Леса молчат», «Шахты»), Яну Боденеку («Волчьи дни», «На старом участке») или к Катарине Лазаровой («Трое с неба», «Осиное гнездо»).

Романы «Шахты» и «Осиное гнездо» стали заметным явлением в словацкой литературе именно потому, что в них нашли отражение сложные проблемы перестройки общества, формирования нового человека в условиях созидания социализма. В то же время безвременно ушедший Рудольф Яшик сумел художественно выразительно и своеобразно воспроизвести судьбы людей, ставших жертвой фашизма («Площадь святой Алжбеты», «Мертвые не поют»). Удивительно пластично воссозданы портреты людей виноградарского края (время действия – буржуазная республика) Франтишеком Гечко в объемистом романе «Красное вино». В следующем романе – «Деревянная деревня» (кстати, это одно из лучших произведений словацкой прозы) он исследует процессы, протекающие в деревне в период социалистических преобразований.

Многие прозаики искали свои сюжеты в истории, в отдаленных от нас временах. Но и на материале прошлого они ставили современные проблемы.

Примеры тому – четырехтомный роман «Вавилон» Маргиты Фигули, сборник рассказов «Скрытый источник» Людо Зубека, сатирический роман Яна Чаяка-младшего, произведения Зузки Згуришки (она часто изображает жизнь маленького захолустного городка перед войной и во время восстания), Милоша Крно (романы о словацком рабочем движении и «Я вернусь живым» – о Герое Советского Союза капитане Налепке). Особое место в словацкой прозе занимает роман Франтишека Швантнера «Жизнь без конца», где содержится широкая картина жизни словацкой деревни в течение нескольких десятилетий, раскрываются сложные человеческие судьбы. К теме восстания обращается А. Беднар в романе «Стеклянная гора» и в сборнике рассказов «Часы и минуты»;

Цитировать

Плавка, А. Панорама свершений / А. Плавка // Вопросы литературы. - 1975 - №5. - C. 283-289
Копировать