№4, 1979/Жизнь. Искусство. Критика

«Память сердца и души…» (Павел Петрович Бажов)

Удивительный мир открывается нам в сказах и былях Павла Бажова. Никакому художнику с любой палитрой красок не повторить блещущего всеми уральскими самоцветами праздничного наряда Хозяйки Медной горы. Неслыханная сила таится в ней, и на счастье, рабочему люду, и в отпор его недругам применяет Малахитница свое могущество. Золотыми змейками и ящерками окружена Хозяйка, порой сама преображается в одну из них, здесь она первая. Быстрыми вспышками мелькают они в синих сумерках, предвещая невиданную удачу. Может быть, вслед за ними возникнет из лесной тьмы, блистая тяжелыми кольцами, непомерный Великий Полоз, хранитель всего земного золота. Каких только чудес не насмотрится рабочий человек в глубине медного рудника, у малахитовых разработок, среди темной чащи, когда возвращается домой. Он не страшится этих чудес, здесь все ему родное и привычное. В поразительной фантастике образов отражаются его представления о жизни, где он чувствует себя хозяином земных недр, а золото, серебро, драгоценные камни лишь знаки его мощи, щедро передаваемые ему природой. Единственное возмездие за них – труд, причем труд творческий и вдохновенный. Пока, в далекие дореволюционные годы, результаты этого труда присваиваются бесстыжими и беззастенчивыми хозяевами. Но близок день, когда пролетарские руки вышвырнут вон всех захребетников и сами примутся строить свое рабочее счастье.

До этого дня дожил, а потом достиг времен победного социализма П. Бажов. В сказе «Дорогое имячко» устами рабочего давней поры говорится: «Будет и в нашей стране такое времячко, когда ни купцов, ни царя даже званья не останется… Кто вот из вас доживет, тот и увидит клад Азов-горы. Узнает и дорогое имячко, коим богатства открываются».

«Дорогое имячко» – это Великая Октябрьская социалистическая революция. От имени ее открыли несметные богатства родной страны люди, подобные Бажову. Ведь он уже через год после революции вступил в ленинскую партию. В другом сказе он говорит о людях, освещающих все вокруг, как круговой фонарь, – везде видно, везде светло…. И заканчивает сказ такими словами:

«С которой стороны ни поверни – все коммунист».

Вот таким и был П. Бажов.

Он появился на свет 15 января 1879 года в семье заводского мастера Сысертского горного округа на Урале. Это был потомственный пролетарский род. Деды и прадеды жили рудником и заводом. Детство мальчика прошло среди коренных уральских рабочих. Труд взрослых был неимоверно тяжелым, но ребятишки видывали светлые часы и дни, о чем хорошо сказал сам П. Бажов: «Была и нужда и материальная ограниченность, но ребята не слабосильными росли: из них ведь выходили те мастера и подмастерья, которые играючи ворочали клещами шестипудовые крицы и подбрасывали в валок тяжелые полосы раскаленного железа. Была и детская беспризорность, но она значительно ослаблялась тем, что ребята очень рано начинали себя сознавать ответственными членами семьи. Пойти на рыбалку значило – «добыть на ушку, а то и на две», сходить в лес – принести ягод или грибов. Причем количественные и качественные показатели нередко проверялись совсем посторонними людьми. «Ну-ка покажи, что наловил? Сколь набрал?» И ты волнуешься: что скажет этот неожиданный судья. А дома эти показатели подвергаются дополнительному обсуждению с привлечением масс: «Смотри-ка, Петюнька полнехоньку корзинку приволок, ягода на отбор». «А у Санухи вот Митька до десятого году дожил, а все кружку набрать не может!..»

«Разве это не интересные явления общественного воспитания? – восклицает Бажов и продолжает: – А спорт и соревнование прошлого?.. Спорта в привычном для современного читателя виде не было, но ребята все же знали, кто сильнее, кто ловчей, кто лучше плавает, лучше бегает, кто более меток не только среди своих ближайших товарищей, но и у «врагов» – в соседних улицах. Ведь это же все измерялось, проверялось, всячески взвешивалось.

Большая надежда возлагалась и на «заединщину». Это не то же, что школьная дружба, и это явление не городское и не сельское, а именно заводское, – своего рода отражение в детской жизни того, что у взрослых выражалось понятием «наша смена», «человек нашей смены».

Эта цитата очень красноречива. Она рисует заводское детство с неожиданной стороны. Вдумываясь в слова старого уральца, понимаешь, откуда взялись смелые, отважные, дружные люди, совершившие Октябрьскую революцию, победившие в гражданской войне, ставшие зачинщиками индустриализации и коллективизации нашей страны. Широкая душа рабочего класса всегда была распахнута навстречу своей детворе, и пролетарское воспитание со своей неколебимой «заединщиной» нравственно превосходило воспитание дворянское, буржуазное, мещанское.

По вечерам старые рабочие, отдыхая от тяжелых дневных часов, рассказывали порой были и сказы, в которых отразился вековой опыт заводского люда. Жадно вслушивались ребята, в их числе будущий писатель, в слова старших. «Запас образов и сюжетов уральского рабочего творчества у меня был с детских лет, – пишет Бажов. – Лексика – язык моих родителей, освеженный во время работы в течение семи лет над крестьянскими письмами в редакцию «Крестьянской газеты».

Великое дело – питательная среда, а она у Бажова, как мы видим, была на редкость здоровой, и корневая система его творчества все время черпала из нее животворные соки.

Наступила пора отрочества, и мальчика отдали в духовную семинарию, которую он окончил десять лет спустя. «Как единственный ребенок в семье при двух работоспособных взрослых, – пишет Павел Бажов в автобиографии, – я имел возможность получить образование. Отдали меня в духовную школу, где плата за право обучения была значительно ниже против гимназий, не требовалось форменной одежды и была система «общежитий», в которых содержание было гораздо дешевле, чем на частных квартирах».

Вначале мальчик учился в Екатеринбурге, теперешнем Свердловске, потом в Перми. После учебы дорога далеко не всегда вела в духовенство. Пермскую семинарию в разное время окончили знаменитый певец Урала Д. Мамин-Сибиряк, изобретатель радио А. Попов и другие подвижники отечественной культуры и науки.

И юный Бажов, окончив курс по первому разряду, поступил учителем начальной школы в деревне Шай-дурихе там же на Урале. Оттуда, отказавшись преподавать закон божий, он перевелся в Екатеринбург. Сперва здесь, а потом в Камышлове он преподавал русский язык в течение восемнадцати лет, с 1899 по ноябрь 1917 года. Это время не пропало даром для будущего писателя. В пору летних каникул он собирал фольклорный материал по уральским заводам. Многие были, предания, сказы услышал и записал Бажов в это время. Эти бесценные записи пропали во время белогвардейщины, но молодая память сама по себе является лучшим архивом, и она сохранила для писателя множество словесных, бытовых, сказовых находок, собранных тогда.

Мальчиком и юношей П. Бажов берег в себе пролетарскую закваску. В семинарские годы он уже принимал участие в революционном движении, распространял нелегальную литературу. Будучи учителем, он тоже не прерывал связи с пролетарским Уралом, и вполне естественно, что революционный 1917 год был встречен им радостно и взволнованно. Он с головой ушел в общественную деятельность.

Цитировать

Наровчатов, С. «Память сердца и души…» (Павел Петрович Бажов) / С. Наровчатов // Вопросы литературы. - 1979 - №4. - C. 36-47
Копировать