№7, 1969/История литературы

Отрицательное достоинство

Не только славянофильская критика, но и все славянофильство до сих пор остается загадкой, и нет единого мнения даже о том, как лучше подойти к ее решению. Одни предпочитают комплексное изучение проблемы во всех ее аспектах: философском, историческом, литературном и т. д., другие, не надеясь объять необъятное, ограничиваются лишь одним из них или сосредоточивают свое внимание конкретно на ком-нибудь из теоретиков славянофильства. В любом случае важно, чтобы дело двигалось. Поэтому следует начатую дискуссию признать своевременной и, если окажется возможным, развить ее в других направлениях. К сожалению, с самого начала наблюдается противоположная тенденция: поставить под сомнение целесообразность подобной дискуссии. Никакой загадки нет, никакой проблемы нет, все давно ясно, все давно решено, говорить не о чем. Славянофилы – реакционеры, и только. Эта точка зрения, выдвинутая еще Плехановым, поддерживалась в нашей исторической литературе 30-х годов А. Ковалевским, И. Барером, Н. Мещеряковым и др. Попытка С. Дмитриева обратить внимание на положительные моменты славянофильства была встречена в штыки. Такую же реакцию вызвала статья А. Галактионова и П. Никандрова («Вопросы философии», 1966, N 6). Было бы странно, если бы и А. Янову не пришлось иметь дела с продолжателями «антиславянофильской» традиции, к числу которых, несомненно, принадлежит и С. Покровский.

В чем же основной грех А. Янова с точки зрения С. Покровского? Ну, конечно же, в «отвлечении от классовой позиции славянофилов», которую те коварно замаскировали, а наивный и поверхностный А. Янов не последовал мудрому совету «зреть в корень», и вот приходится разъяснять ему, что славянофильство лишь «одна из разновидностей помещичьей, дворянской идеологии».

Здесь, естественно, следовало бы уточнить, о какой же именно разновидности идет речь. Ведь «дворянская идеология» – шкала довольно обширная, и на одном конце ее находятся декабристы-революционеры, хотя и дворянские, на другом – консерваторы, охранители, – а куда же поместить славянофилов? В. Малинин, например, прямо считает славянофильство «консервативно-охранительным течением» 1, С. Покровский претендует на объективность и поэтому поступает более тонко: он не уточняет, рассчитывая не без оснований, что отрицательный заряд, заложенный в словах «дворянская» и «помещичья», сработает сам по себе, тогда как термин «дворянские либералы» звучал бы уже совсем иначе. Но С. Покровский убежден, что эдак выйдет слишком много чести для славянофилов: если они и были «либералами», то, разумеется, поневоле, из страха перед революционным движением. С. Покровский буквально повторяет оценку А. Ковалевского: «Их (славянофилов. – А. И.)«либерализм» был такого же рода, как и «либерализм» Александра II, когда он, напуганный крестьянским движением, решил отменить крепостное право сверху» 2. Но в самом ли деле славянофилы были так уж до смерти напуганы революцией, как в этом пытаются уверить нас А. Ковалевский и С. Покровский?

Оказывается, ничего подобного. Наоборот, К. Аксаков был убежден, что русские – это народ, «не содержащий в себе даже зерна революции», и поэтому искренне удивлялся, «что правительство в России берет постоянно какие-то меры против возможности революции, опасается какого-то политического восстания!» 3. Н. Данилевский также считал Россию «едва ли не единственным государством, которое никогда не имело (и по всей вероятности никогда не будет иметь) политической революции» 4. Именно исходя из этого убеждения, К. Аксаков и Н. Данилевский ратовали за свободу печати. Как видим, «запуганные помещики» исчезают у нас на глазах, а остаются люди искренне либеральные, хотя и весьма наивные. И зря Б. Егоров полагает, будто «их концепции объективно не только не расшатывали самодержавно-крепостнический режим, а наоборот – содействовали его сохранению». Картина была как раз обратной: субъективно славянофилы стремились к укреплению режима, а объективно расшатывали его.

Подвергнув сомнению либерализм славянофилов, С. Покровский пытается также набросить тень и на другое их качество, могущее, упаси бог, представить их с положительной стороны. Какая там может быть у помещиков любовь к народу, сближение с ним? Разумеется, все это возможно лишь в карикатурных формах. Тут же к месту рассказывается придуманный Чаадаевым анекдот, будто народ на улицах принимал К. Аксакова за персиянина, – и нужное впечатление создано. Жаль, не подвернулся одновременно С. Покровскому Л. Толстой – несдобровать бы графу с его маскарадом! А ведь отношение К. Аксакова к «народу» и «публике» во многом предваряет взгляды Л. Толстого, которые последний стал высказывать после перехода на позиции патриархального крестьянства. Это сходство отмечено и польским историком А. Валицким, автором монографии о славянофилах5.

С. Покровский приписывает славянофилам «апологию тихого и покорного мужичка». Это совершенно неверно. Известно, какую возмущенную отповедь дал П. Киреевский М. Погодину, провозгласившему главными качествами русского народа «терпение и смирение»: «Тот народ, который подчиняется спокойно первому пришедшему, который принимает чуждых господ без всякого сопротивления которого отличительный характер составляют безусловная покорность и равнодушие.., не может внушать большой симпатии. Это был бы народ, лишенный всякой духовной силы, всякого человеческого достоинства, отверженный богом; из его среды не могло бы никогда выдти ничего великого».

«…Энергия и благородство не могут быть народу привиты никакими чуждыми господами. – Вся наша история этому противоречит, и Вам лучше других известно, какова была встреча всех чуждых господ, которые пытались покорить и держать в повиновении наших предков» 6.

В совсем иных красках, чем С. Покровский, рисует отношение славянофилов к народу А. Григорьев: «Для славянофилов «народ» был верованием, для них народ был, по выражению Аксакова (К. С), «величайшим художником, поэтом» и даже мыслителем… народ в драме-летописи Аксакова «Освобождение Москвы» являлся единственным героем, и все другие деятели ставятся на высший или низший пьедестал по степени большей или меньшей безличности, отождествления с народом… Для Загоскина же и того направления, которого он был даровитейшим представителем в литературе, в народе существовало одно только свойство – смирение. Да и притом самое смирение вовсе не в славянофильском смысле полнейшей общинности и законности – а в смысле простой бараньей покорности всякому существующему факту» ##»Сочинения Аполлона Григорьева», т. I, СПб. 1876, стр. 524.

  1. В. А. Малинин, О социальных и теоретических истоках славянофильства, «Философские науки», 1967, N 1, стр. 79.[]
  2. А. И. Ковалевский, Общественное движение 30 – 40-х годов XIX века, Военно-политическая академия РККА, М. 1939, стр. 57.[]
  3. «Ранние славянофилы», М. 1910, стр. 72.[]
  4. Н. Я. Данилевский, Россия и Европа, СПб. 1888, стр. 534.[]
  5. A. Walicki, W kregu konservatywnej utopii, Warszawa, 1964, str. 226.[]
  6. П. Киреевский, О древней русской истории, «Москвитянин», 1845, N 3, стр. 14.[]

Цитировать

Иванов, А. Отрицательное достоинство / А. Иванов // Вопросы литературы. - 1969 - №7. - C. 129-137
Копировать