№6, 2008/Век минувший

От замысла и словника – до алфавитного корпуса: из статей, написанных для Мандельштамовской энциклопедии

 Эта публикация подготовлена в рамках исследовательского проекта «Мандельштамовская энциклопедия: компендиум знаний о поэте», в 2003 – 2007 годах поддержанного Российским гуманитарным научным фондом (гранты N 03 — 04 — 00164а, 05 — 04 — 04361а и 07 — 04 — 00279а).

1

Персональные энциклопедии – это издания энциклопедического жанра, целиком посвященные биографии и творчеству одного лица – поэта, писателя или ученого. Являясь результатом мобилизации коллективных или индивидуальных исследовательских усилий, они, как правило, подводят итог определенному этапу изучения творческой деятельности этого лица. Особую ценность такого рода энциклопедии приобретают в сочетании с полным изданием сочинений исследуемого автора, так как сами тексты в статьях не приводятся.

Как эдиционный жанр персональные энциклопедии появились на Западе в конце XIX века и нашли широкое распространение в XX веке, обозначив весьма продуктивную ветвь развития энциклопедистики: вышли краткие и полные энциклопедии о Данте, Шекспире, Сервантесе, Гете, Шиллере, Бернсе, Блейке, Диккенсе, Теккерее, Стендале, Кафке и др. В России (а точнее, в СССР) жанр подобных энциклопедий возник со значительным опозданием: так, начало работы над Пушкинской энциклопедией датируется первой половиной 1930-х годов, а над Лермонтовской – концом 1950-х. В свет же первые персональные энциклопедии вышли только в третьей четверти XX века## См.

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №6, 2008

Цитировать

Нерлер, П.М. От замысла и словника – до алфавитного корпуса: из статей, написанных для Мандельштамовской энциклопедии / П.М. Нерлер // Вопросы литературы. - 2008 - №6. - C. 190-200
Копировать