№6, 2008/Теория и проблематика

Биография глазами биографа (По материалам круглого стола). Вступительная статья, подготовка публикации и послесловие А. Холикова

Человеческая жизнь всегда была любопытнейшим из предметов наблюдения, исследования и, как следствие, описания. Стоит ли в этой связи удивляться сегодняшней заинтересованности читателя в биографиях замечательных (и не очень) людей? Однако стоит! Ибо потребность в биографическом знании испытывает не только массовый читатель, у которого книги из серии ЖЗЛ теснятся на одной полке с журналами «Биография», «Интервью», «Караван историй», но и читатель, искушенный литературными «деликатесами» (филолог, литератор и даже писатель). Примечательно, что за последние два года писательские биографии были дважды удостоены национальной литературной премии «Большая книга»: в 2006 году – «Борис Пастернак» Д. Быкова (первая премия), в 2007-м – «Алексей Толстой» А. Варламова (вторая премия).

Чем же обусловлен возрастающий интерес к биографическому жанру в целом и писательским биографиям в частности: отсутствием хорошей художественной литературы или новым витком развития жанра? Какие проблемы стоят перед современным биографом и как должна выглядеть биография писателя? На эти и другие вопросы отвечали участники «круглого стола», прошедшего недавно в Пушкинской гостиной1 филологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. Поскольку взгляд изнутри особенно интересен, к открытому обсуждению были приглашены современные биографы – непосредственные участники литературного процесса:

ВАРЛАМОВ Алексей Николаевич – писатель, доктор филологических наук, профессор филологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, лауреат премии Солженицына, аптор биографических книг о М. Пришвине, Г. Распутине, А. Грине, А. Н. Толстом.

ВОЛГИН Игорь Леонидович – писатель, доктор филологических наук, профессор факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова и Литературного института им. А. М. Горького, автор многочисленных исследований о жизни и творчестве Ф. Достоевского, основатель и президент Фонда Достоевского.

ИВАНОВА Наталья Борисовна – литературный критик, доктор филологических наук, первый заместитель главного редактора журнала «Знамя», автор книг о жизни и творчестве Ю. Трифонова, Ф. Искандера, Б. Пастернака и др.

СОЛНЦЕВА Наталья Михайловна – доктор филологических наук, профессор филологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, автор работ о жизни и творчестве С. Клычкова, Н. Клюева, С. Есенина, И. Шмелева и др.

Открыл «круглый стол» писатель, доктор филологических наук, профессор МГУ им. М. В. Ломоносова, автор многочисленных работ о жизни и творчестве писателей Серебряного века – КЛИНГ Олег Алексеевич.

О. Клинг. Биография писателя как жанр оказалась поразительно востребованной в современном литературном процессе. Востребованной и читателями, и народом пишущим. Взять хотя бы возрождение, казалось, из небытия серии ЖЗЛ. Здесь и тиражи (по нашим временам неслыханные – семь тысяч, да в три-четыре «завода»), и гонорары (как признался в стенах Пушкинской гостиной один из авторов – за счет своего героя крышу на даче покрыл), и премии, причем «большие» в прямом и переносном смысле этого слова. Произошло это закономерно, но и несколько неожиданно. Все-таки мы помним сомнение представителей формальной школы (а большинство из нас вышло из той самой «шинели») в необходимости изучения биографии писателя. Не случай из жизни, а литературный факт – вот что важнее. Но Ю. Тынянов позднее уходит в биографические романы («Смерть Вазир-Мухтара» – о Грибоедове, «Пушкин»), Б. Эйхенбаум – в изучение не только творчества, но и жизни Л. Толстого. Сходный сюжет развивается на другом витке нашей истории. Ю. Лотман начинает со структуральной поэтики – текст, текст, текст, а постепенно уходит в историю литературы с непременным биографическим компонентом. Его комментарий к «Евгению Онегину» – это выход к биографии не только поэта, но и его героев – он «вычисляет» год рождения Онегина (1795), Татьяны и Ленского (1803). Это своего рода квазибиография. Особую роль играли книги о жизни писателей в советскую эпоху – это был прорыв на обочине литературного процесса к какой-то, но свободе слова, наконец, к куску хлеба. Новое поколение, кстати, и не знает, каким «дефицитом» была любая книга в серии ЖЗЛ – и конвертируемая валюта, и престиж на книжной полке в чистом виде. О чем нам говорит возврат к пройденному? Не о возврате ли ко многому другому?! Но и тогда и сейчас остается вопрос: не миф ли биография писателя? И еще одно. По аналогии с известным высказыванием Жуковского о переводчике в стихах как сопернике и переводчике в прозе как рабе писателя можно выделить два типа биографов – соперник и раб. Ведь многие из писателей создали многотомные мемуары. Самый яркий пример – А. Белый. И здесь не позавидуешь В. Демину, написавшему все в той серии ЖЗЛ книгу о Белом (2007). Уж очень соперничество обязывающее. Не трудно попасть и в рабство. Да и жанр биографии писателя в целом должен избежать любого порабощения – невзыскательным вкусом читателей и издателей, жаждой своей собственной славы, премий. Об этом и о многом другом пойдет речь, я думаю, На нашем «круглом столе».

Н. Иванова. Когда я была студенткой филологического факультета МГУ, то наименьшим уважением и интересом у нас пользовался жанр биографии. Мы занимались поэтикой. Конечно, мы не были равнодушны к биографическому жанру, но в результате мы были правильно к нему приведены: через поэтику. Я считаю, что поэтика создает в том числе и жизнь автора. Как говорил Достоевский, жить – это значит, делать художественное произведение из себя. Настоящий поэт или прозаик – творец жизни. Особенно это касается поэтов, которые создают миф о себе. Прозаик меньше работает над своей биографией, но тем не менее – сотворяет эту биографию одновременно с историей и обстоятельствами.

Для настоящей литературной биографии необходимо описать творчество через жизнь и жизнь через творчество. Прекрасный пример именно литературной биографии – книга Льва Лосева о Бродском. Знаю его завет: никогда не пишите мою личную биографию, не обращайтесь к моим личным бумажкам, к примерам из моей личной жизни. Лосев прекрасно, идя через творчество, поэтику, воссоздал жизненный путь Бродского.

Жанр биографии подразумевает любовь автора к герою, но эта любовь не должна быть слепой. Необходимо дистанцирование от предмета исследования.

  1. Пушкинская гостиная была открыта в октябре 1998 года в преддверии 200-летия со дня рождения А. Пушкина. Она стала местом встречи студентов и преподавателей филологического факультета со знаменитыми современниками. В гостях у студентов и преподавателей побывали: Б. Акунин, Т. Толстая, О. Седакова, Л. Улицкая, Т. Бек, Д. Пригов, В. Маканин, А. Битов, Д. Быков, А. Варламов и многие другие.[]

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №6, 2008

Цитировать

Холиков, А.А. Биография глазами биографа (По материалам круглого стола). Вступительная статья, подготовка публикации и послесловие А. Холикова / А.А. Холиков // Вопросы литературы. - 2008 - №6. - C. 31-40
Копировать

Нашли ошибку?

Сообщение об ошибке