№5, 1973/Хроника

От монографии и очерков – к многотомной истории литературы

Все усиливающиеся процессы взаимодействия характеризуют в наши дни не только развитие многонационального советского искусства, литературы, но и науки о них. Постоянные контакты, обмен творческим опытом, научной информацией – непременное условие целенаправленной, плодотворной работы литературоведов всех республик. Об этом говорили многие ученые Азербайджана, Казахстана, Узбекистана, Татарии, Туркмении, участники бакинского совещания, состоявшегося в конце прошлого года и посвященного проблемам реализма в литературах Советского Востока, когда собрались после его окончания в Институте литературы и языка им. Низами, чтобы рассказать друг другу об основных направлениях работы литературоведов в своих республиках. Важнейшими, пожалуй, исследованиями, над которыми трудятся научные коллективы институтов литературы республиканских академий наук, являются фундаментальные истории национальной литературы. Они создаются во всех республиках впервые, и хотя для этого подготовлена определенная научная база – издание «Очерков» истории литературы, монографий об отдельных писателях, о жанрах, о том или ином периоде литературного развития, – все же на пути исследователей возникает немало трудностей, нерешенных задач. Причем обсуждение показало, что и трудности, и спорные вопросы, и нерешенные задачи у нас во многом общие и, конечно, решать их легче совместными усилиями.

Между тем все еще нередки случаи, когда мы работаем разобщенно, плохо знаем, какие проблемы встают перед нашими коллегами в других республиках. Вот почему так важна постоянная информация, обсуждение основных трудов, выходящих в республиках, на страницах всесоюзной печати. Было высказано пожелание, чтобы всесоюзные научные журналы, и прежде всего «Вопросы литературы», шире освещали труды институтов литературы. В связи с этим мне и хочется рассказать о работе литературоведов Туркмении над многотомной историей родной литературы.

История туркменской литературы простирается в глубь веков, однако литературоведение как самостоятельная область знания зародилось у вас лишь после установления советской власти. До революции вопросы туркменской литературы время от времени привлекали внимание европейских, главным образом русских, ученых, например академиков А. Крымского, В. Бартольда, а также А. Самойловича, И. Березина, Ф. Бакулина, которые начиная со второй половины XIX века предпринимали попытки осветить отдельные периоды ее истории.

Изучение истории дореволюционной туркменской литературы уже в первые десятилетия советской власти потребовало прежде всего поисков, исследования и сосредоточения в одном учреждении огромного культурного наследия туркмен – литературных памятников, рассеянных по стране в виде рукописей или сохранившихся в песенном репертуаре народных сказителей – бахши. На основе накопленного материала была проделана большая работа по систематизации, критическому изучению, подготовке к изданию произведений ряда выдающихся представителей туркменской литературы. В 40-х годах начали появляться монографические исследования о дореволюционных поэтах, а в 50 – 60-х, наряду с монографиями о классиках нашей литературы, были созданы «Очерки по истории туркменской литературы XVIII – XIX веков».

У истоков туркменской литературы, а также литератур большинства тюркоязычных народов, лежат древние произведения народно-поэтического творчества, письменные памятники древних тюрков, возникшие на территории Средней Азии, Казахстана, в Сибири и на некоторых других территориях, заселенных тюрками, в том числе орхоно-енисейские надписи, книга Махмуда Кашгарского «Диван лугат ат-тюрк», содержащая прекрасные образцы народнопоэтического творчества древних тюрков, книга Юсуфа Баласагунского «Кутадгу билиг», оставившая глубокий след в произведениях ряда туркменских поэтов, «Хикмати» – назидания религиозно-суфийского содержания Ходжа Ахмеда Ясави, тоже влиявшие на мировоззрение отдельных наших поэтов, и другие письменные памятники средневековья. Однако до последних лет историю туркменской литературы обычно начинали с XVIII века. И на то были свои объективные причины.

Во-первых, принадлежность ряда авторов к тому или иному народу оставалась спорной, неясной, во-вторых, отсутствовал необходимый материал о жизни и творчестве многих поэтов. Создавалось неправильное мнение, будто до XVIII века у туркмен не было своей письменной литературы, своего литературного наследия и будто бы на голом месте возникла вершина нашей дореволюционной литературы в лице Махтумкули и его последователей.

Работа Н. Конрада «О всемирной литературе в Средние века» 1, содержащая очень интересные идеи относительно характера средневековой литературы у народов Востока, по нашему мнению, имеет прямое отношение и к истории туркменской литературы.

  1. »Вопросы литературы», 1972, N 8. []

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №5, 1973

Цитировать

Каррыев, С. От монографии и очерков – к многотомной истории литературы / С. Каррыев // Вопросы литературы. - 1973 - №5. - C. 305-309
Копировать