№2, 1972/Мастерство писателя

От чего свободен свободный стих

Проблема современного свободного стиха на данном этапе его развития заключается: в определении места свободного стиха в русской стихотворной речи, в определении влияния особенностей свободного стиха на психологию и технологию творчества,

в определении места свободного стиха среди различных видов поэтического творчества,

в определении места свободного стиха в истории русской поэзии.

По всем пунктам данной проблемы существует изрядное количество предрассудков и мифов. Попробую кое-что прояснить.

Поиски места свободного стиха в русской стихотворной речи привели меня к идее всеобщего обследования ритмологических признаков и их последующей графической записи. В итоге получилась предлагаемая «Типологическая таблица русской стихотворной речи». Посмотрим тот фрагмент таблицы, который назван «Свободный стих».

СИСТЕМА ТОНИЧЕСКОГО СТИХОСЛОЖЕНИЯ (многоударный стих)

Нерифмованный

СВОБОДНЫЙ СТИХ

 

Разноакцентный стих                                    Равноакцентный стих

ЛИТЕРАТУРНЫЙ СВОБОДНЫЙ СТИХ            ФОЛЬКЛОРНЫЙ СВОБОДНЫЙ СТИХ

Много клаузульный         Одноклаузульный            Многоклаузульный          Одноклаузульныи

ПРОЗОВИК                      СВОБОДНИК                   БЫЛИННИК 2-й               БЫЛИННИК 1-й

Разносиллабич.          Равносиллабич.                Разносиллабич.                Равносиллабич.

Разносиллабич.          Равносиллабич.                Разносиллабич.                Равносиллабич.

 

Ясно, что свободный стих – это дисрифменный тонический стих. Справа он граничит с рифменным тоническим стихом, а снизу с дольниками или, в моей номинации, с равностопными и разностопными дисрифменными сбойниками.

Вопрос дисрифменности является решающим в дефиниции свободного стиха. Наличие или отсутствие рифмы определяет принципиально различные способы (но не цели!) создания художественного текста со специфическими способами воздействия на читателя-слушателя, то есть создание двух совершенно различных типов художественного текста. Поэт, берущий на себя обязанность рифмовать, или метризовать, или рифмовать и метризовать одновременно через формальную поэтику, как бы заключает конвенцию между собой и литературой. Поэтому такой вид стиха можно назвать конвенциональным стихом (от лат. conventio – договор, условие, соглашение). Термин «конвенциональный стих» имеет, на мой взгляд, то преимущество перед термином «традиционный стих», что и у конвенционального стиха, и у свободного стиха имеются свои многовековые традиции и своя классика.

Исходя из уже названных пунктов соглашения, конвенциональный стих бывает трех видов: рифмованный дисметрический, дисрифменный метрический и рифмованный метрический. Последний вид стиха диаметрально противоположен свободному стиху.

Решение писать одним из видов конвенционального стиха или одним из видов свободного стиха зависит от степени идиосинкразии поэта к формальной заданности и от его творческой установки.

Что касается идиосинкразии к формальной заданности, то приход к свободному стиху объясняется стремлением к максимальному авторству во всех элементах создаваемого произведения. В этом смысле свободный стих можно назвать авторским стихом (от лат. auctor – творец, виновник, автор сочинения и auctorare – удостоверять, ручаться, подтверждать).

Что же касается творческой установки, то приход к свободному стиху объясняется стремлением к максимальной естественности речевой интонации, так как естественная речевая интонация реализуется прямым порядком слов главным образом в условиях «первичного ритма» (Л. Тимофеев). В этом смысле свободный стих можно назвать строго интонационным стихом. Несколько упрощая, можно сказать, что умение писать свободные стихи – это умение членить речевой поток на фразы и синтагмы, обозначая их графически в виде отдельных строк. Наличие ритма концестрочных пауз и есть отличие между прозовиком и прозой.

По степени авторства все виды речевого творчества можно расположить в следующем порядке:

  1. Повествовательная проза.
  2. Диалогическая проза.
  3. Авторский стих.
  4. Конвенциональный стих, диалогический стих.
  5. Глоссолалическая семантическая поэзия (герметизм).
  6. Глоссолалическая фонетическая поэзия (дадаизм).

Степень авторства связана с отношением к фонетической структуре художественной речи.

Глоссолалическая поэзия имеет дело со свободной меной фонем и с содержанием ономатопоэтических образов путем образования новых слов или заимствования нелитературной, но имеющей ясную ономатопею лексики:

Пинь, пинь, пинь! тарарахнул зинзивер.

 (В. Хлебников)

Конвенциональный стих любого вида, включая дольник, и тонический акцентный стих связаны с использованием слогоделения речи, ибо и метрический и дисметрический ритм есть считаемые фигуры ударных и безударных слогов.

В диалогической прозе на фонацию литературной речи наложено ограничение, связанное с воображенными условиями общения: размер реплик, обилие восклицательных, побудительных и вопросительных предложений, создающих различиями своей интонации характерные особенности звучания художественного диалога, его звуковую пластику.

Повествовательная проза в идеале представляет собой как бы произвольное использование всего набора фонетических средств языка. В ней художественность звучания дана и в ономатопее звуков, и в слогоделении, и в интонационных фигурах. Создавая прозаический текст, автор использует весь набор средств по условию поэтики совершенно свободно.

Свободный, или авторский, стих помещается всеми между «прозой» и «поэзией». И это не случайно, так как данный вид литературного творчества, с одной стороны, как бы не связан с «конвенцией» формальной поэтики (ритмологией) и свободен от ограничений счета слогов и ономатопеи, с другой стороны, стиховая природа свободного стиха предполагает известные фонетические ограничения, определяемые автором свободно по контрасту с прозаическим текстом. Эти ограничения, по-видимому, лежат в наборе фигур интонаций предложений, в его динамико-мелодическом рисунке.

Свободный стих «любит» простые предложения с ясным синтаксическим рисунком расположения членов предложения, отвечающим обычно нормальному, а не инвертированному порядку слов. Такое построение синтаксиса художественной речи исключает – сложные фигуры придаточных предложений и инверсии и тем самым проясняет и утверждает основную фигуру интонации, свойственную языку. Синтаксическая ограниченность и определенность в построении предложения и канонический фонетический рисунок каждого предложения делают возможным считать избыточными знаки препинания, чем нередко поэты и пользуются.

Вот почему свободный стих берет от прозы авторскую свободу фонации речи, а от поэзии ограничения в фонетическом рисунке речи. Свободный стих, контрастируя с поэзией и прозой, делает ясным их звуковые границы. В этом его необходимость для развития звучания языка.

Можно попутно заметить, что Пушкин, сознательно складывавший русский литературный язык, стремился к проясненности синтаксической структуры прозы, тогда как Гоголь, считавший прозу делом своей жизни и формировавший прозаическую художественную речь вслед за Пушкиным, напротив, вводил сложнейшие по фонации периоды. Но гоголевский текст можно было строить только тогда, когда была сложена основа фонации предложения Пушкиным. В то время «прозаическая» и «поэтическая» речь еще не различались достаточно ясно. Была жива в памяти и бытовала в народе и виршевая поэзия, и поэтика Прокоповича и Тредиаковского, лишь намечавшая отделение стиховой художественной речи от нестиховой.

Авторская природа свободного стиха ясно видна из анализа рифмы и метра конвенционального стихосложения.

Давайте сначала выясним влияние рифмы на всю глубину стиха.

Цитировать

Бурич, В. От чего свободен свободный стих / В. Бурич // Вопросы литературы. - 1972 - №2. - C. 132-140
Копировать