№1, 1982/Жизнь. Искусство. Критика

Обретения. Проблемы. Задачи (К 10-летию постановления ЦК КПСС «О литературно-художественной критике»)

1

Прошедший год ознаменован событием всемирно-исторического значения – состоялся XXVI съезд КПСС, определивший магистральные задачи коммунистического созидания, борьбы за мир во всем мире. Решения съезда учат глубокому, масштабному подходу ко всем явлениям жизни, дают замечательные уроки политического, социального мышления.

В свете решений высшего партийного форума проходила работа Седьмого съезда писателей СССР. Воодушевленные высокой оценкой их труда, поставленными большими целями, советские литераторы с гордостью говорили о социалистическом образе жизни, неустанной заботе о человеке труда, его счастье и благосостоянии, о советской Программе мира. Свой благородный долг писатели видят в том, чтобы художественно отображать коммунистическую новь, помогать партии формировать нового человека, бороться со всем, что мешает движению вперед. Документы Седьмого съезда, весь ход обсуждения поднятых на нем вопросов демонстрируют твердое стремление добиться значительных творческих побед, преодолеть имеющиеся недостатки, порадовать народ, партию новыми художественными открытиями.

Залог плодотворной литературной деятельности – прочное идейно-политическое единство советских писателей, тесно сплоченных вокруг Коммунистической партии, неуклонно следующих ее курсу в области художественного творчества. В социалистическом обществе осуществилось ленинское предначертание: литературное дело воистину стало частью общепартийного, общенародного дела. Писатели – активные участники деяний и помыслов сограждан, в них народ видит своих соратников в задуманном и свершаемом. И живут, действуют литераторы не в одиночку, а в тесном профессиональном содружестве (в 1982 году исполняется 50 лет с того дня, когда партией было решено создать единый Союз писателей). Сила писательских организаций в том, что они включены в систему социальных институтов нашего общества. В едином строю, своими специфическими средствами различные общественные организации страны под руководством партии участвуют в выполнении общих задач. Этим обеспечена столь необходимая художнику тесная связь с реальной действительностью и возможность активно вторгаться в нее. Плоды – налицо. В Отчетном докладе ЦК КПСС XXVI съезду сказано: «…В том, что духовная жизнь советского общества становится все более многообразной и богатой, – бесспорная заслуга наших деятелей культуры, нашей литературы и искусства».

Ленинские принципы ведения литературного дела, получившие глубочайшее развитие в документах XXVI съезда КПСС, осуществляются у нас последовательно и неуклонно. Только за последние годы были приняты принципиально важные постановления ЦК КПСС: «О литературно-художественной критике», «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы», «О работе с творческой молодежью». Они настойчиво нацеливают всех идеологических работников на активность в обогащении духовной жизни общества.

Это полностью относится и к литературной критике. Отмечая 10-летие постановления ЦК КПСС «О литературно-художественной критике», предстоит всесторонне – совместными усилиями писательских организаций, научных учреждений, прессы – рассмотреть работу нашего «цеха». При этом необходимо исходить из того, что постановление ЦК связывает центральные задачи критики с «возрастающей ролью художественной культуры в коммунистическом строительстве».

Выполнение этих задач определило литературно-критическую деятельность истекшего десятилетия. Многое достигнуто, многое еще предстоит сделать, но плодотворность пути, которым идет критика, бесспорна. «Достижения критики несомненны и значительны», – писал в посвященной ей статье первый секретарь правления СП СССР Г. Марков. Принципиальным вопросам литературно-критической деятельности уделено большое внимание и в его докладе на Седьмом съезде писателей СССР. Он особо подчеркнул, что «критика стала активнее, влиятельнее, и не только в литературе, но и в других сферах духовной жизни общества. Место критики, ее положение как составной части литературы возросло, окрепло, увеличилась ее роль во всем художественном творчестве».

Рост влияния критики на духовную жизнь общества, увеличение ее роли в художественном творчестве – свидетельство положительных сдвигов. Вместе с тем это и обязательство смелее идти дальше в том же направлении, эффективнее сопоставлять литературное творчество с жизнью, помогая партии делать ее еще светлее, ярче, духовно богаче, способствуя новым художественным победам.

Думается, есть смысл обстоятельнее поразмышлять об усилении социальной роли критики, не перечисляя скрупулезно в данном случае всех плюсов и минусов на каждом участке ее деятельности. На первый план при этом вновь выдвигается никогда не утрачивающее своего значения триединство: жизнь – литература – критика.

2

Теперь, пожалуй, недостаточно повторять справедливую аксиому: литература не должна отставать от жизни. Строители коммунизма, постигая законы объективного развития, эффективно воздействуют на него, партия прививает советским людям такое бесценное качество, как социальная активность. О всем движении народной жизни, глубинном содержании эпохи, о самоотверженной работе партии и народа по разрешению сложнейших проблем века мудро и доверительно рассказано в трилогии Л. И. Брежнева, его «Воспоминаниях». Эти произведения – великолепный ориентир в литературном труде. Они вдохновляют художников на глубокие обобщения, зовут быть на острие социально-этической проблематики эпохи.

Такая цель поставлена перед литературой и искусством на XXVI съезде КПСС: «Партия приветствует свойственные лучшим произведениям гражданский пафос, непримиримость к недостаткам, активное вмешательство искусства в решение проблем, которыми живет наше общество. Помните, как писал Маяковский: «Я хочу, чтоб в дебатах потел Госплан, мне давая задания на год». И нас радует, что в последние годы в литературе, кино и театре поднимались такие серьезные проблемы, над которыми действительно не мешало бы «попотеть» Госплану. Да и не только ему».

Над тем, как ставит и решает общезначимые проблемы литература, предстоит «попотеть» и критике. Значит, естественно подумать о том, что сделано и что предстоит сделать для укрепления ее связей с действительностью и для углубления методологических принципов сопоставления жизни и литературы.

Постановление ЦК КПСС, принятое десять лет назад, поставило эти вопросы во всем их значении. Литературная общественность приняла на вооружение программные требования партии. Не раз, и весьма откровенно, говорилось, говорится об уязвимости статей и книг, далеких от реальных требований времени, о творческой бесплодности, на которую обрекает себя автор, замыкающийся в узколитературном ряду. Ему не по силам понять проблемы, поставленные стремительным социальным развитием, художнически исследуемые писателями, а тем более воздействовать на направление этого исследования.

А именно это требуется от критики! Она призвана – на материале литературы – выдвигать назревшие проблемы в центр общественных обсуждений, помогать и читателям и писателям осмыслить их существо и пути решения.

Как известно, писательские организации настойчиво углубляют и совершенствуют формы и способы связи с общенародной жизнью. Оправдала себя практика все более широкого включения в нее критиков, это одна из предпосылок улучшения всей их работы. Еще предстоит расширять круг общественно активных критиков, настойчивее заботиться о том, чтобы итогом поездок, читательских встреч и т. п.

Цитировать

Озеров, В. Обретения. Проблемы. Задачи (К 10-летию постановления ЦК КПСС «О литературно-художественной критике») / В. Озеров // Вопросы литературы. - 1982 - №1. - C. 3-22
Копировать