№4, 2005/Книжный разворот

О. Ю. Анцыферова. Литературная саморефлексия и творчество Генри Джеймса

Мысль о том, что творчество Генри Джеймса предопределило многое в западной литературе XX века, звучит достаточно часто, но найти ей внятное и аргументированное обоснование в научной литературе на русском языке не так-то просто. Для русского читателя, даже если это студент-филолог, собственно американская литература конца XIX – начала XX века все еще обозначена именами Марка Твена, Теодора Драйзера, Джека Лондона. А Генри Джеймс – экспатриант, высоколобый европейский интеллектуал, для которого Соединенные Штаты – «убогая культурная провинция». О. Анцыферова исходит из представления о Джеймсе как о «билитературном писателе» (с. 4), чье творчество выражает специфически американский взгляд, но непонятно вне современного ему европейского литературного процесса.

Угол зрения в книге задан стремлением создать целостное представление о фигуре прозаика и одновременно – влиятельного теоретика литературы. О. Анцыферова легко ориентируется в безбрежном море американских книг о Генри Джеймсе, который, по ироничному замечанию одного из ученых, «остается для американского литературоведения важнейшим источником его жизненной силы» (с. 19). Для подробного разговора о творчестве Джеймса автор избирает в качестве центрального, сюжетообразующего понятия саморефлексию, когда «автор-творец становится одновременно и субъектом и объектом собственной художественной или литературно-критической мысли» (с. 48). В результате в сферу внимания попадают статьи, автопредисловия, ранние романы Джеймса, такие, как «Американец», «Дэзи Миллер» (отчасти пародированный в новелле «Пандора»), образцы его поздней прозы, начиная с повестей «Узор ковра» и «Поворот винта», «Зверь в чаще» и заканчивая романами «Послы» и «Золотая чаша», и даже немногочисленные интервью, которые Джеймс давал весьма неохотно.

Генри Джеймс во всех своих ипостасях подается в контексте современной ему философской и психологической мысли. Подробно показано, как в размышлениях о границах человеческой субъективности формировался знаменитый принцип «точки зрения», который О. Анцыферова принимает с оговоркой: «»Точку зрения» персонажа невозможно выделить в чистом виде, ибо на видение персонажа накладываются чужие взгляды и представления» (с. 422).

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №4, 2005

Цитировать

Половинкина, О.И. О. Ю. Анцыферова. Литературная саморефлексия и творчество Генри Джеймса / О.И. Половинкина // Вопросы литературы. - 2005 - №4. - C. 370-371
Копировать

Нашли ошибку?

Сообщение об ошибке