№5, 2001/Заметки. Реплики. Отклики

О реальности основы сюжета повести Н. В. Гоголя «Нос»

 

 

А. Крашенинников

О РЕАЛЬНОСТИ ОСНОВЫ СЮЖЕТА ПОВЕСТИ
Н. В. ГОГОЛЯ «НОС»

 

В 1961 году я случайно наткнулся на документ конца XVIII века, который поразил странностью содержания.

«Щетъ

Его светлости и разныхъ орденовъ кавалеру Платону Александровичу Зубову

По приказанию Вашей светлости зделанъ мною находящемуся при свите персидскаго хана чиновнику искусственной носъ изъ серебра въ нутри вызолоченой съ пружиной биндажемъ, съ наружи подъ натуру крашеной – 200 сер.

Но какъ одинъ искуственной носъ, нося безъ переменно подвержен всякому непредвидимому случаю быть поврежденному, того для персидской ханъ просить зде-лать другой с принадлежащими к оному потребностями, как то штампъ из котораго выкалачивается носъ, тафты приправленной гумiями и красочки дабы онъ могъ и будучи въ своемъ отечестве удобно во время надобности их делать.

Другой носъ – 100 сер.

два штампа медныхъ для выколачивания носа – 100 сер.

5 аршинъ тафты приправленной Гумiями – 50 сер.

итого 450

ИМПЕРАТОРСКОЙ академии Художествъ механик и титулярный советникъ Осипъ Шишоринъ» .1

Документ находится в частном фонде московских Голицыных, никак не связанных ни с Зубовым, ни с Шишориным. Архивные бумаги могут многое рассказать даже своим внешним видом. Дело, в котором находится приведенный документ, является непереплетенной сборной коллекцией самых разнообразных автографов под названием «Материалы разных лиц от А до О». Счет написан на первой странице двойного листа бумаги. Лист хранит следы того, что был прежде вшит в какое-то дело тремя стежками. Потом довольно небрежно вырван и сложен вчетверо. Бумага «затаскалась», загрязнилась по сгибам и даже на уголке сгиба протерлась. Видимо, некто, вырвавший счет, долго носил его и многократно показывал. И было что показать – содержание счета действительно очень забавно.

Адресат счета – Платон Александрович Зубов (1767-1822), последний фаворит Екатерины II (которая присвоила ему титул светлейшего князя), – пытался руководить внешней политикой России и мечтал о союзе с Персией для победы над Турцией. С этой целью он заигрывал с персидским принцем Муртазой- Кули-ханом (1750-1800), младшим братом персидского шаха Ага-Мухаммед-хана (1715-1797). Престарелый шах был еще в детстве оскоплен, отличался патологической жестокостью и ненавидел своих братьев, неоднократно пытавшихся отнять у него престол. В ходе борьбы Муртаза-Кули-хан потерпел поражение. Один из его приближенных попал в плен к сторонникам шаха и был ими зверски изуродован – ему отрезали нос (что, к сожалению, остается до настоящего времени в традициях тех мест). Муртаза вместе с несколькими преданными ему лицами бежал в Россию (1795), где был принят Зубовым с распростертыми объятиями. Фаворит представил принца Екатерине II. Императрица оказала Муртазе особое внимание, щедро одарила и повелела своему придворному живописцу В. Л. Боровиковскому написать большой трехметровый парадный портрет персидского принца, который ныне является одним из украшений Русского музея в Санкт-Петербурге .2.

В свою очередь Муртаза обратился к Зубову с необычной просьбой – сделать своему изуродованному спутнику протез носа. Вид безносого перса в свите хана пугал всех и вызывал у многих отвращение. Зубов знал в Академии художеств уникального механика Шишорина и надеялся, что тот сможет придумать нужное приспособление. Механик этот ранее уже выполнял для князя различные поручения.

Осип Иванович Шишорин (1758 – после 1811) был одним из крупнейших петербургских инструментальных мастеров. Сын известного резчика по дереву, он шестилетним младенцем попал в только что открытое Воспитательное училище при Академии художеств (1764). Это была идея нового президента Академии И. И. Бецкого – набирать для обучения пяти- шестилетних младенцев и в полном отрыве от влияния семьи и улицы воспитывать их в течение пятнадцати лет, готовя идеальных людей и замечательных художников. За пятнадцать лет упорной муштры воспитанники овладевали умением рисовать, но при этом не все становились художниками. Поэтому в Академии, помимо художников «трех знатнейших искусств» (живописи, скульптуры и архитектуры), готовили также и инструментальных мастеров, то есть, говоря современным языком, дизайнеров. Поточного метода в промышленности еще не существовало, каждая вещь изготовлялась индивидуально, и для красивых вещей требовались мастера, способные создавать художественно оформленные предметы.

С 1773 года Шишорин обучался в инструментальном классе Академии под руководством английского мастера Франсиса Моргана, неоднократно получал награды за успешные работы. В 1779 году он окончил Академию с золотой медалью за успехи в механике и получил четырехлетнюю командировку в Англию для усовершенствования. Об успехах в Англии свидетельствует похвальный отзыв его тамошнего учителя Джона Стенклива.

  1. ОПИ ГИМ. Ф. 14. Д. 4495. Л. 91.[]
  2. Три эскиза к портрету Муртазы находятся в Русском музее, Тверской галерее и Третьяковской галерее.[]

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №5, 2001

Цитировать

Крашенинников, А. О реальности основы сюжета повести Н. В. Гоголя «Нос» / А. Крашенинников // Вопросы литературы. - 2001 - №5. - C. 336-342
Копировать