№4, 1966/Литературная жизнь

О реально-исторической основе сюжета «Мертвых душ»

Несколько лет тому назад Г. Богач выступил с утверждением, что им установлено происхождение подсказанной Пушкиным Гоголю сюжетной основы «Мертвых душ». Пушкин знал о практиковавшейся в те годы торговле паспортами умерших бессарабских мещан (Г. Богач это называет торговлей «мертвыми душами»), так родился сюжет бессмертного творения Гоголя.

С этим утверждением, однако, никак нельзя согласиться. Сюжет «Мертвых душ», как будет показано дальше, имел совершенно иную реальную основу.

Верно, что в городах южной Бессарабии в первые десятилетия XIX века была широко распространена торговля паспортами умерших мещан. Объяснялось это тем, что правительственные органы, заинтересованные в скорейшем заселении и хозяйственном освоении только что присоединенного к России и тогда еще очень мало заселенного края, создали особо льготные условия приписки к мещанским обществам Аккермана, Измаила, Бендер и др. Но что было наиболее важным – в мещане там приписывали фактически без проверки сословного происхождения. Этим воспользовались многие беглые крепостные, обосновавшиеся там под видом мещан. Впоследствии было даже принято специальное решение, по которому обнаруженные в этих городах беглые крепостные не должны были передаваться своим «законным владельцам», если были приписаны к мещанскому обществу до 1824 года.

Это породило своеобразный вид коммерции, который точно и красочно описал еще в середине прошлого века известный этнограф А. Афанасьев-Чужбинский1

  1. А. Афанасьев-Чужбинский, Поездка в Южную Россию, ч. 2, СПб. 1863, стр. 430.[]

Цитировать

Боровой, С. О реально-исторической основе сюжета «Мертвых душ» / С. Боровой // Вопросы литературы. - 1966 - №4. - C. 251-251
Копировать