О книге З. Кедриной
Кедрина, Литературно-критические статьи, «Советский писатель», М. 1956.
За 1956 год только в Москве вышли сборники статей Б. Рюрикова «Богатство искусства», Ан. Тарасенкова «Поэты», В. Смирновой «О литературе в театре», Л. Скорино «Семь портретов», Б. Брайниной «Воспитание правдой», З. Кедриной «Литературно-критические статьи».
Если принять во внимание, что примерно столько же сборников было издано за последние десять – пятнадцать лет, то станет очевиден значительный сдвиг в издании работ критиков.
Для своей книги З. Кедрина выбрала статьи, посвященные в основном отдельным писателям. Почти все они представляют своего рода маленькие монографии.
Константин Симонов, Мирсаид Миршакар, Федор Гладков, Леонид Леонов, Эммануил Казакевич, Илья Сельвинский, Степан Злобин, Габиден Мустафин, Дмитрий Гулиа – вот «герои» книги З. Кедриной.
Казалось бы, что общего между такими столь разными писателями? Не объединены ли они в одной книге только признаком монографического жанра? Нет, в рамках каждой из этих монографий критик поднимает проблемы общего порядка, статьи об этих писателях связывает определенный круг идей.
Насколько творчество того или иного писателя отвечает насущным задачам, поставленным жизнью? Вот позиция, с которой прежде всего рассматривает З. Кедрина творчество каждого из них.
Сборник открывается статьей «По заветам Горького», посвященной Ф. Гладкову, пришедшему в литературу «от большого и глубокого жизненного опыта».
Эти первые строки книги как бы служат запевом к ней. Опыт жизни, претворенный в художественные образы, которые в свою очередь помогают делать жизнь прекраснее, – вот что подчеркивает критик в творчестве писателя.
Центральное место в сборнике занимает статья, посвященная Л. Леонову, «Жизнь идеи в образе». З. Кедрина рассматривает сложный творческий путь писателя, отмечает его основные вехи.
Критик наглядно показывает, через какую «плотную массу влияний, в первую очередь жизненных и вслед за тем литературных, прошел Л. Леонов, придя от стилизованных и книжных его стихов юности к большим реалистическим достижениям в своей прозе и драматургии».
При этом критик отмечает, что уже в самых ранних рассказах Л. Леонова, написанных «в духе народного сказа» («Бурыга» или «Гибель Егорушки»), заложено то основное, что навсегда определило его творчество, а именно: «мысль – образ о естественных правах народной жизни и их защите ог враждебных посягательств эксплуататоров».
Критик прослеживает, как постепенно вырабатывалось единство идеи и образа у Л. Леонова, и естественно подходит к одному из важных переломных моментов эволюции писателя, разбирая его романы «Барсуки» и «Соть».
«Если в «Барсуках» необходимость общественных коррективов к стихийному течению народной (там подразумевалось – крестьянской) жизни признавалась, но не находила глубокого образно-эмоционального выражения, то в «Соти» она обрела жизненную достоверность, страстно воплощенную в образах реальных людей и их реального общественного бытия».
В статье о Л.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №3, 1957