№11, 1982/Жизнь. Искусство. Критика

Новоосвоение

Я хотел бы обрисовать задачи и главные направления всесоюзной творческой конференции в Набережных Челнах.Тема ее «Социалистический образ жизни: молодые города и современная литература» – тема деловая и комплексная. Конференция включается в широкую программу деятельности писательских организаций страны, деятельности, воодушевленной 65 летнем Октября, 60-летием образования СССР и вот теперь решениями майского (1982 г.) Пленума ЦК КПСС.Деловитости, комплексности подхода к самым большим и разнообразным вопросам жизни, осознанному вниманию к «человеческому фактору» производства, то есть социалистической гуманности, уважению к инициативе, – вот чему всех нас учит содержание и стиль майского Пленума.

«Подготовка к юбилею СССР, – говорится в постановлении ЦК КПСС «О 60-й годовщине образования Союза Советских Социалистических Республик», – должна способствовать дальнейшему улучшению идейно-политического, патриотического и интернационального воспитания трудящихся, их классовой закалки». В этом стратегическом направлении строят свою работу – в тесном контакте и под руководством партийных организаций – писательские организации страны. Нам надо и дальше искать максимально эффективные и комплексно-многосторонние «тактические» формы осуществления своих стратегических целей.

Одна из таких проверенных в последние годы форм – творческая конференция, совместно рожденная и совместно осуществляемая форма диалога литературы и тех, для кого она создается, диалога об актуальных вопросах жизни, воспитания, художественного творчества.

Мы нашли тему важную и такую разностороннюю, что в обсуждении ее свой голос может (и обязан!) иметь писатель, ученый, партработник, «простой» (очень непростой: многоликий, с широким диапазоном требований и ожиданий!) читатель. Тему глубоко интернациональную. Тему, выводящую нас ко многим актуальным заботам общества, связанную и с задачами развития агропромышленного комплекса, задачами осуществления Продовольственной программы.

Она стучится в дверь, наша тема, подсказывается литературе жизнью. Без малого 40 новых городов возникло за последние четыре года (а за всю советскую нашу историю -1227 городов) 1. Главным образом – вокруг больших строек (атомных и гидроэлектростанций, гигантских производств, нефте- и газодобывающих комплексов). На XXVI съезде был выявлен не один только хозяйствеяно-экономический, но социальный смысл этого скачка в развитии производительных сил страны. Л. И. Брежнев особенно подчеркнул: не одними надбавками к зарплате жив человек в зонах нового освоения, нет, «мы планируем в нынешней пятилетке вести в этих районах еще более высокими темпами строительство жилья, всего социально-культурного комплекса…» 2.

Социально-культурный комплекс – вот то звено, которое, по-моему, должно быть в центре нашего разностороннего и разветвленного разговора. Социально-культурная проблематика – это ведь в есть «человековедение», забота о человеке, ориентация на его интересы сегодняшние и завтрашние.

Посмотреть на жизнь под таким углом зрения – значит открыть для художника огромное поле человековедческих задач. А сам этот угол зрения подсказывается нам выводом партии о постоянно возрастающей роли художественной культуры в обществе, выводом, который относится к фундаментальным закономерностям духовной, идеологической жизни развитого социализма. Справедливость данного вывода с особенной рельефностью ощущаешь в молодых городах – молодых, стало быть, и «молодежных» по возрастному среднему цензу, с высоким уровнем образования, духовных запросов основной массы жителей.

Вот почему литератору очень интересно увидеть поток жизни в молодых городах – и уже таких больших (и все равно бурно растущих), как Набережные Челны, Тольятти, Ухта, Навои, Новополоцк, Калининград (Московской области), Волгодонск с его «Атоммашем», и городах поменьше (Шарыпово, Чайковский…), и «бамовских» опорных пунктах, становящихся городами – еще и потому городами, заметим, что они непременно хотят иметь у себя библиотеки, Дома культуры, картинные галереи3

Первый секретарь Татарского обкома ВЛКСМ Б. Д. Леушин говорил на XIX съезде комсомола: «…Нас так волнует проблема создания социальной модели строящихся городов, учитывающей не только квадратные метры жилья на душу населения, но и возможности повседневного общения и воспитания людей… Считаем целесообразным создание комплексной социологической группы на базе научно-исследовательского центра Высшей комсомольской школы, а также профильных институтов Академии наук СССР…» 4.

Литераторы, думается, могли бы тоже не без пользы поработать в составе таких социологических групп, потому как важные параметры жизни откроются им, литераторам, скорее, может быть, чем работникам других профессий, – их профессиональной «человековедческой» наблюдательности, их горячему сердцу, их освобожденному от вольной и невольной ведомственности сознанию. Да, собственно, в литературе нашей, в художественной литературе многие параметры искомых социально-культурных «моделей» воспроизводились и воспроизводятся. В горячих спорах персонажей, например, романов «Атланты и кариатиды» Ивана Шамякнна и «Больно берег крут» Константина Лагунова. Не без публицистически откровенного нажима даже (окупаемого и авторской заинтересованностью в предмете, и страстными характерами самих персонажей) «строится», собственно, та самая «модель» – каким пристало быть новым городам эпохи зрелого социализма, какими путями их возводить, как следует с нравственно-гуманистических позиций людям жить в них, чего из старого, консервативного, обывательского в молодые города не следует перетаскивать, что из прошлого следует усвоить и развить позитивного, гуманного, подлинно по-социалистически культурного. И в сознании авторов многих лирических поэм, циклов, од (об одном Сумгаите, например, в азербайджанской поэзии сложена целая лирико-эпическая библиотека; сейчас и ростовские лирики всерьез принялись «осваивать» новизну, которую несет волгодонский «Атоммаш», да и о «теме Челнов» в творчестве не только очеркистов, но и поэтов московских, казанских, местных челнинских – не забудем) существует некая «образная модель молодого города», не гипотетическая, а опирающаяся на реальность, но и устремленная в завтра, в мечту: в эту модель стоит вглядеться многим, в частности и практикам-строителям, я полагаю.

Ну, а уж литературное слово на прямой, публицистической службе новоосвоений – это, как говорится, conditio sine qua non, непременное нынче условие, кажется, всякой большой стройки.

Традиция, длящаяся еще с первых пятилеток? Так-то оно так. И славная традиция. Но акценты, кругозор тематико-проблемный – теперь иные. Подгонять производство («время, вперед!»), делать «темпы» (которые тогда действительно «решали все») проблемным средоточием очерка? Вряд ли сегодня эта тема может доминировать в писательской публицистике. Перед нашей конференцией я прочитал и перечитал очерки, собранные в «новомирских» выпусках о Набережных Челнах, материалы журнала «Дружба народов», многие годы связанного с Нуреком, – нет, там господствуют интонации, я бы сказал, не «подстегивающего», не «подталкивающего» пафоса (основная масса строителей сама вполне осознанно стремится выдерживать нужный строительный ритм), а пафоса поддержки хозяйственного умения, антибраконьерства в отношении к природе, убеждения, даже воспевания прочности делаемого («без времянок!»), широты и полноты возводимой новей жизни (а не только нового производства).

В бесхитростном очерке-путешествии в Нижневартовск молодая писательница Любовь Заворотчева затронула такую, например, проблему: «Социологи Тюменского университета считают, что каждый десятый едет на Север строить не только новые нефтяные промыслы, но и создавать новые семьи. Город должен помочь одинокому человеку. Пока же демографический перекос дает основание называть в числе других «мужских» городов севера Тюменской области и Нижневартовск. Недостаток объектов социального и культурно-бытового назначения повлек за собой минимальную потребность привлечения женского труда.

  1. См.: Ю. Сорокин, Города возводить молодым. – «Комсомольская правда», 14 мая 1982 года; В. Севастьянов, Молодые города. – «Советская Россия», 14 августа 1982 года.[]
  2. «Материалы XXVI съезда КПСС», М., Политиздат, 1981, с. 54.[]
  3. См. об этом интересную статью управляющего трестом «Нижнеангарсктрансстрой» Героя Социалистического Труда Ф. Ходаковского «Заветное слово искусства» («Известия», 15 января 1982 года).[]
  4. «Комсомольская правда», 22 мая 1982 года. []

Цитировать

Суровцев, Ю. Новоосвоение / Ю. Суровцев // Вопросы литературы. - 1982 - №11. - C. 4-13
Копировать