№1, 1979/Обзоры и рецензии

Новое об Александре Фадееве

«Александр Фадеев. Материалы и исследования», «Художественная литература». М. 1977, 670 стр.; С. Преображенский, Недопетая песня. О романе А. А. Фадеева «Черная металлургия», «Современник», М. 1977, 320 стр.

Творческая биография А. Фадеева – это целая эпоха развития литературы социализма. Значение его художественного наследия непреходяще.

В двух новых книгах о Фадееве открыты еще не исследованные аспекты литературно-общественной деятельности писателя.

В трех разделах книги «Александр Фадеев. Материалы и исследования» опубликованы стенограммы докладов, выступлений и письма Фадеева разных лет, а также статьи и сообщения, анализирующие его творчество в едином процессе развивающейся многонациональной советской литературы.

Раздел книги «Неизданный Фадеев» воскрешает в памяти героику «Разгрома», «Последнего из удэге», «Молодой гвардии», заставляет вновь и вновь пленяться цельностью характеров, в них воссозданных, углубляет наши представления о творческой лаборатории писателя.

Примечания к этой главе не просто комментируют, но и дополняют мысли статей и выступлений Фадеева высказываниями современников. Воссоздается бурная литературная жизнь эпохи, в которую жил и творил Фадеев.

Письма Фадеева, составляющие отдельную главу книги, – это исповедь художника, духовно щедрого, откровенного и доброжелательного человека. Среди них – деловые, обращенные к государственным деятелям, к писателям, и личные, адресованные друзьям и близким. И каждое из них в чем-то, как верно замечено авторами книги, пересекается с большими событиями в жизни страны и народа 20 – 50-х годов.

Подробно прокомментированный материал переписки Фадеева с обширным кругом людей проиллюстрирован рядом фотографий.

Раздел «Статьи. Сообщения» привлекает современным уровнем литературоведческой мысли, новизной архивных материалов (фрагменты эпистолярного наследия, дневников и записных книжек Фадеева).

Продолжая традиции А. М. Горького, Фадеев развивал и обогащал их в новых конкретно-исторических условиях развернутого строительства социализма. Об этом рассказывает Н. Дикушина в статье «А. А. Фадеев и А. М. Горький».

Деятельность Фадеева как руководителя Союза писателей СССР носила интернациональный характер. Он практически осуществлял решение проблем.

выдвинутых Горьким в области становления и развития многонациональных советских литератур. Об этом пишет В. Горбунова в статье «А. Фадеев и проблемы многонациональной художественной литературы».

Она воссоздает и исследует фадеевскую «цельную и последовательную теорию, верно намечавшую перспективы, формы и закономерности взаимного обогащения многонациональной советской литературы, спаянной идеями социалистического интернационализма и гуманизма» (стр. 270 – 271). Будущее художественного развития советского общества представлялось Фадееву, пишет Е. Горбунова, «на путях создания литературы нового типа – многонациональной по языку, художественным традициям и формам, свободно развивающейся на основе общности исторических целей и практической деятельности содружества социалистических наций» (стр. 270). Фадеев не раз подчеркивал, что, интернациональная по своим идеям и содержанию, литература социалистического реализма развивается во всем многообразии национальных форм. Обращение к трактовке Фадеевым национальной формы помогает исследователю видеть диалектическую взаимосвязанность содержания и формы в искусстве, их подвижность. Автор статьи призывает нас задуматься над глубиной мысли Фадеева о национальной форме в современном искусстве и с новой силой оценить серьезный вклад писателя в развитие теории литературы социалистического реализма: национальная форма, писал Фадеев, – это «прежде всего – родной язык. Это значит также – своеобразный для каждого народа дух и строй речи, вобравшей в себя в течение столетий народный фольклор. Это значит – традиция национальной классической литературы, что особенно важно в поэзии. Это значит, наконец, – тот неповторимый склад характера, психологические, эмоциональные особенности народа, которые и создают неповторимый цвет и запах каждого национального искусства».

На основе изучения связей Фадеева с многонациональной литературой автор статьи отмечает качественное обновление художественного опыта современности, который требует дальнейшего изучения и обобщения.

Литературно-критическую деятельность Фадеева А. Хайлов анализирует в свете главных социально-воспитательных задач советской литературы.

Забота Фадеева об идейно-эстетическом и этическом совершенствовании художественного творчества неотделима от требований к критике как активной силе, призванной формировать и направлять современный литературный процесс.

Обращаясь к статьям, выступлениям и письмам Фадеева, А. Хайлов видит в лице Фадеева образец чуткого; требовательного и критика, и редактора, и рецензента. Анализ литературно-критической деятельности писателя приводит автора к мысли, что в ней «сконцентрированы и осмыслены общественные, эстетические мотивы нашей критики – партийно-принципиальной, политически-острой, способной глубоко и тонко анализировать писательское искусство» (стр. 325).

Строго документирует свою статью Л. Швецова, исследуя работу Фадеева в ВАПП. В полемике с автором монографии «Неистовые ревнители» С. Шешуковым доказывается, что Фадеев, как и Д. Фурманов, решительно выступал против сектантства и цеховщины в пролетарском литературном движении и что, ратуя за идейную гегемонию пролетарской литературы, он «не разделял «левого» максимализма напостовцев и был достаточно далек от пролеткультизма» (стр. 409). Как один из руководителей ВАПП, ее оргсекретарь, Фадеев осуществлял объединение и сотрудничество писателей, ставших на позиции, коммунистической партийности, выполняя постановление ЦК РКП(б) «О политике партии в области художественной литературы» (1925).

Статья Н. Волковой знакомит с фондом Фадеева в ЦГАЛИ, Это записные книжки и письма, исполненные заботы об идейной высоте и художественности литературы.

И совершенно новый материал представляет Н. Виноградова, рассказывая о библиотеке Фадеева в Государственном Литературном музее. Это книги и журналы с пометками и записями, отражающими суждения Фадеева-читателя. Многие книги этой библиотеки хранят уникальные дарственные надписи, автографы.

Статьи, анализирующие стиль социально-психологического романа «Разгром» и романа-эпопеи «Последний из удэге » останавливают внимание новизной постановки проблем.

Глубокое и всестороннее исследование стилистики «Разгрома», сделанное в статье Н. Великой, убеждает, что дарование Фадеева проявилось, здесь в мастерстве передавать динамику жизни в сочетании с диалектикой души, а также в устремленности Фадеева, при работе уже над, первым романом, к синтетической форме. Реализуя основные принципы нового художественного метода, советская проза 20-х годов выявила тяготение к широкой и целостной форме эпопеи. И именно «Разгром» Фадеева, вобрав в себя опыт классического романа, воплотив достижения советской эпической прозы 20-х годов, стал «вехой на пути советской литературы к широким полотнам романа-эпопеи», – таков закономерный вывод в статье Н. Великой.

Историю создания широкомонументального эпического полотна развертывает статья Л. Киселевой, названная: «Поиски синтетического стиля в романе «Последний из удэге».

Анализируя стиль этого произведения, автор выделяет главную внутреннюю идею, которая движет художником, задумавшим эпопею о революции и гражданской войне. Средствами искусства он хочет «сомкнуть вчерашний и завтрашний день с настоящим, дать историю человечества как бы в разрезе и одновременно в перспективе» (стр. 380). Эта внутренняя идея должна пройти через столкновение классов, через судьбы героев, находящихся на разных ступенях общественного развития в период Великого Октября и гражданской войны на Дальнем Востоке.

Анализ стиля «Последнего из удэге» включен в идейно-тематическое содержание всего творчества Фадеева: автор прослеживает «отпочкование» от внутренней идеи «Последнего из удэге» мотивов позднейших его произведений.

Книгу «Александр Фадеев Материалы и исследования» завершают «Страницы летописи» и указатель имен.

Составители летописи провели крайне необходимую работу, завершив ее 1945 годом. Летопись общественно-политической и литературно-художественной жизни Фадеева включает в себя много нового, ранее не публиковавшегося материала. Потребуются время и новые усилия, чтобы дополнить и продолжить летопись рассказом о последующих годах жизни и творчества А. Фадеева.

В том же 1977 году вышла в свет и книга С. Преображенского «Недопетая песня. О романе А. А. Фадеева «Черная металлургия». Ее автор – известный исследователь творчества Фадеева, составитель, редактор и комментатор его книг – включил в свое исследование самое важное и нужное из материалов, собранных Фадеевым к эпопее о современном рабочем классе, о металлургах. Название глав книги С. Преображенского говорит о ее идейной направленности («Я люблю наш рабочий класс»), передает высокую ответственность художника, пишущего о рабочем классе («Роман самонужнейший, архисовременный»). Фадеев успел написать лишь начало романа, всего восемь глав первой части. И автору книги «Недопетая песня», оказавшемуся один на один с рукописями, записными книжками писателя, заметками и записями об истории металлургических заводов, о технологии производства, с характеристиками рабочих, инженеров, директоров заводов, нужно было отобрать из всего этого огромного массива именно то, что вскрывает замысел писателя и структуру романа, то, что вводит в лабораторию художника («Драгоценная пыль»), передает основную авторскую идею («Показать жизнь, как она есть»). В книгу С. Преображенского вошли и фрагменты сказанного Фадеевым в письмах друзьям и близким об этом романе.

Личные воспоминания С. Преображенского об общении с Фадеевым, впечатления от встреч и бесед с ним делают книгу «Недопетая песня» доверительным рассказом объективного исследователя и очевидца.

Со страниц рецензируемых книг встает образ писателя-коммуниста, человека горячего общественного темперамента и душевной щедрости, большого художника, автора классических произведений литературы социалистического реализма.

г. Одесса

Цитировать

Чепурнова, Л. Новое об Александре Фадееве / Л. Чепурнова // Вопросы литературы. - 1979 - №1. - C. 257-260
Копировать