Новая работа о Чехове
Г. Бердников, Чехов-драматург, изд. «Искусство», Л. – М. 1957, 246 стр.
Антон Павлович Чехов не любил современную ему литературную критику. Более чем кто-либо другой из русских писателей, он был непонят и оболган ею. Нет нужды вспоминать сейчас чудовищные по своей несправедливости «легенды» о чеховской бесстрастности и безыдейности, о глубоком пессимизме чеховского творчества, о том, что он якобы являлся «певцом хмурых людей», «певцом безвременья» и т. п.
Советские литературоведы, особенно в послевоенные годы, много сделали для разоблачения этих измышлений. Все чаще появляются книги, содержащие плодотворные попытки смыть ложные напластования с облика писателя, прояснить подлинное лицо Чехова-художника страстного, борющегося, демократичного, гуманного, беспокойно ищущего, тоскующего о лучшем будущем.
К числу таких новых книг о Чехове относится и труд Г. Бердникова «Чехов-драматург». Тема эта уже разрабатывалась в современном чеховедении. Наиболее полным исследованием в этой области была до сих пор книга В. Ермилова «Драматургия Чехова». Работа Г. Бердникова во многом близка ей. Авторы обеих книг трактуют Чехова как художника большой социальной темы, поднимающего в своем творчестве основные вопросы современной жизни. Исследователи борются за «своего Чехова», отвергая и критически переосмысливая множество ложных традиционных представлений. И у В. Ермилова и у Г. Бердникова драматургия Чехова рассматривается в тесной связи с чеховской прозой. Есть здесь, наконец, и неизбежные в таких случаях совпадения – переклички в оценках и отдельных суждениях. И все же, разумеется, это разные книги, каждая из них по-своему обогащает наши представления о драматургии Чехова, углубляет наше проникновение в замыслы писателя.
Краеугольным камнем исследования Г. Бердникова явилась справедливая мысль о том, что «простота и будничность изображаемого не только не мешали, напротив – помогали Чехову поднять важнейшие социальные вопросы своего времени. Характерная особенность творчества Чехова в этот период (речь идет о середине 90-х годов. – И. П.) состоит в том, что он умеет взять, казалось бы, первый попавшийся ему в глаза жизненный факт и подать его так, что в нем, как в капле воды, оказываются отраженными какие-то существенные черты, характерные для всей современной ему действительности» (стр.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.