№3, 2001/В творческой мастерской

«Но летит во тьме вселенской весть…». Беседу вела Е. Константинова

Борис ЗАХОДЕР

«НО ЛЕТИТ ВО ТЬМЕ ВСЕЛЕНСКОЙ ВЕСТЬ…»
Беседу вела Елена КОНСТАНТИНОВА

Помните, что сказал своим друзьям пожадничавший за столом, а потом основательно застрявший в норе Винни-Пух? «Ну, уж вы тогда хотя бы читайте мне какую-нибудь удобоваримую книгу, которая может поддержать и утешить несчастного медвежонка в безвыходном положении…»

Именно такие книги писал Борис Заходер. Много-много лет. Это он открыл страну Вообразили» и остров Гдетотам. Рассказал немало занимательных историй о зверях, птицах и рыбах. Перевел-пересказал на русский язык знаменитого «Винни-Пуха и Всех-Всех-Всех», «Алису в стране чудес», «Мэри Поппинс», сказки братьев Гримм. И вообще, этот «старый товарищ» детей, как он сам себя называл в стихах, знал «про всех на свете».

Правда, он же сказал однажды: «Титул «детского поэта» закрывал мне путь во взрослую поэзию».

В 1996-м, на семьдесят восьмом году жизни, вышла в свет его первая книжка стихов для взрослых – «Почти посмертное». Маленькая брошюра тиражом в 1000 экземпляров. И в таком же исполнении лирика – «Листки». К 80-летию были изданы «Заходерзости». В это, по сути, самое полновесное собрание сочинений автор включил то, что ему «особенно дорого и особенно хочется увидеть наконец в книге».

Согласившись на интервью, поэт поставил условие: на вопросы отвечать будет и своими стихами. Беседа состоялась 6 октября 1998 года в Болшеве, на даче поэта, позднее была им завизирована.

– Борис Владимирович, в «Заходерзостях» читатель может услышать ваше мнение практически по любому вопросу – от «высокого» до «низкого». И все же ответьте, пожалуйста, на некоторые из них еще раз. Что вызывает у вас неприятие?

– Шарлатанство, из которого на девяносто процентов, на мой взгляд, состоит искусство XX века.

Нынче каждый заучил,

Что любой сапожник,

Что бы, как бы ни строчил —

Он уже ХУДОЖНИК!

(«На базаре»)

Возьмем изобразительное искусство. Уже доказано, что любая – в прямом смысле – скотина, если к ее хвосту прикрепить кисть и обмакнуть в ведро с краской, может писать картину. Во всяком случае, измазать холст краской так, чтобы нашлось достаточное количество компетентных критиков, которые объявят это изделие произведением искусства и поместят в музей. Меня не купишь ни на Пабло Пикассо, ни на Казимира Малевича. «Черный квадрат» – это издевательство над здравым смыслом! Не так давно в какой-то газете была очаровательная карикатура: среди нескольких нарисованных черных квадратов читателю предлагалось определить тот, что принадлежит Малевичу. Никто не отваживается сказать, что король гольм! Напротив, делают умные лица, восхищаются, боясь оказаться несовременными, несведущими и т. п.

– Мне кажется, ваше суждение о Малевиче довольно спорное. То или иное явление, в том числе в изобразительном искусстве, принято рассматривать в хронологической последовательности, не так ли? «Черный квадрат» отразил общественное сознание того времени: блуждание умов, поиск этических и эстетических идеалов и т. п., став его сублимацией. И в этом смысле художник не только зеркало, но и заложник своего времени…

– Повторяю, я не сторонник шарлатанства.

Когда бесстыдник-акробат

При величавых звуках «Лунной»

Нам демонстрирует свой зад,

(А заодно и лоб чугунный);

Когда мы смотрим на экран

И преподносят нам с экрана

Знакомый сызмальства роман

В переработке графомана.

А режиссер-компрачикос

«Отелло» без Отелло ставит.

(Зачем? Бессмысленный вопрос:

Такой спектакль его прославит!);

Вся эта сволочь сознает, —

Теперь, когда раздроблен атом,

Калечить может идиот

И то, что гений создает, —

Все стало полуфабрикатом!

– Не кипятись.

В конце концов,

Одна судьба у всех творцов!

Господь терпел – и нам велел:

Ведь Он, – подумай! – всей вселенной

Для нас с тобой – не пожалел,

Для упражнений мысли тленной…

(«Постмодернизм»)

В XIX веке жил великолепный немецкий поэт Вильгельм Буш. В 1881 году – год рождения Пабло Пикассо! – он напечатал, кстати, и сам проиллюстрировал, «Maler Kleksel», что значит примерно «художник Мазилкин». Так вот, у художника Мазилкина была некая особенность – он всегда рисовал лица в профиль, но с двумя глазами, он же знал, что полагается два глаза!..

С тех пор, как мне открылась эта тайна,

Я поселился в очень странном мире,

Где все необходимое – случайно,

И дважды два не может быть четыре.

Здесь весит только то, что невесомо,

И постоянно – лишь непостоянство.

У времени тут явно не все дома

И, видимо, сошло с ума пространство:

Ведь близко только то, что так далеко,

А близкое – увы, недостижимо.

То, что снаружи, скрыла подоплека,

И то, что входит в нас, проходит мимо…

Ни мерам веры нет, ни точным числам.

Все перепутано – тела и души.

Здесь даже автор «Треугольной груши» —

Нормальный человек со здравым смыслом.

Мир необычный, странный, произвольный,

Не снившийся фантастам и ученым…

И в черном небе светит светом черным

Он.

Треугольник.

Четырехугольный.

Он в центре мира в этом странном мире.

Четыре в нем угла. Увы – четыре.

(«Четырехугольный треугольник»)

На искусство надо уметь взглянуть с некоторого отдаления, из будущего – видеть общий процесс. При таком обзоре многое из того, что признается новаторством, вызывает тоску и недоумение. Не понимаю, почему даже туалетная бумага с какашками Пикассо считается художественной ценностью. Я уже не говорю о наших современных художниках, начисто забывших известное древнегреческое изречение: «Cacatum поп est pictwn» («Испражняться не значит рисовать»).

В слоновьем помете купаются львы.

– Зачем они делают это?

– Увы!

Ведь вы же не лев, —

Значит, вы не поймете,

Как сладко

Купаться в слоновьем помете!

(«Про львов»)

– И в литературе, на ваш взгляд, происходит нечто подобное?

– Там тоже сколько угодно обмана и чепухи.

О Боже, как много нам может

сказать

Тот, кто двух слов не умеет

связать!..

(«Концептуализм»)

Еще мой Тайный Советник – Его Превосходительство Иоганн Вольфганг Гете – писал о том, что наступает эпоха шарлатанства. Как ни печально, его пророчество сбылось.

Человек – единственный биологический вид, который паразитирует сам на себе. Даже вошь не паразитирует на вши. В искусстве в издевательстве над себе подобными изощряется огромный слой «-ведов»: литературоведов, музыковедов, театроведов, киноведов и т. д.

Хитро устроен Белый свет;

Тут может все – любой предмет —

(От поражений до побед)

И пользу приносить, и вред…

Взять пищу – иногда вредна.

Толкуют о вреде вина. (?)

Порой, – и это не секрет —

Сама Любовь приносит вред!..

Как будто исключений нет.

Нет, есть:

Литературовед.

Увы,

Литературовед

Приносит вред —

И только вред!

(«Исключение»)

Вот такая мрачная шутка. Бороться с «-ведами» очень трудно. Они формируют общественное мнение. К ним мгновенно примыкают так называемые снобы и всевозможная другая шушера. И все это – «публика»!

– Поэтому вы и скрылись в литературе для детей?

– Титул «детского писателя» мне так надоел, что однажды я решил позабавиться:

– О тебе говорят

Как о детском поэте.

– А я разве спорю,

Милые дети?

(«Мое мнение»)

Тем не менее писать для детей благодатно. Сам остаешься как бы дитятею. А, как известно, сказано: «…если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное…» (Мф. 18.3). Между прочим, китайский мыслитель Лао-Цзы сказал почти то же самое: «Великий человек тот, кто сохраняет в себе детское сердце».

В моей Вообразилии,

В моей Вообразилии —

Там царствует фантазия

Во всем своем всесилии;

Там все мечты сбываются,

А наши огорчения

Сейчас же превращаются

В смешные приключения!

В мою Вообразилию

Попасть совсем несложно:

Она ведь исключительно

Удобно расположена!

И только тот, кто начисто

Лишен воображения, —

Увы, не знает, как войти

В ее расположение!..

(«Моя Вообразилия»)

– Борис Владимирович, вы ведь были знакомы с Чуковским? Как произошла встреча с ним?

– В 1955 году я послал Корнею Ивановичу свою только что вышедшую первую книжку.

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №3, 2001

Цитировать

Заходер, Б.В. «Но летит во тьме вселенской весть…». Беседу вела Е. Константинова / Б.В. Заходер, Е.И. Константинова // Вопросы литературы. - 2001 - №3. - C. 160-175
Копировать