«Но летит во тьме вселенской весть…». Беседу вела Е. Константинова
Борис ЗАХОДЕР
«НО ЛЕТИТ ВО ТЬМЕ ВСЕЛЕНСКОЙ ВЕСТЬ…»
Беседу вела Елена КОНСТАНТИНОВА
Помните, что сказал своим друзьям пожадничавший за столом, а потом основательно застрявший в норе Винни-Пух? «Ну, уж вы тогда хотя бы читайте мне какую-нибудь удобоваримую книгу, которая может поддержать и утешить несчастного медвежонка в безвыходном положении…»
Именно такие книги писал Борис Заходер. Много-много лет. Это он открыл страну Вообразили» и остров Гдетотам. Рассказал немало занимательных историй о зверях, птицах и рыбах. Перевел-пересказал на русский язык знаменитого «Винни-Пуха и Всех-Всех-Всех», «Алису в стране чудес», «Мэри Поппинс», сказки братьев Гримм. И вообще, этот «старый товарищ» детей, как он сам себя называл в стихах, знал «про всех на свете».
Правда, он же сказал однажды: «Титул «детского поэта» закрывал мне путь во взрослую поэзию».
В 1996-м, на семьдесят восьмом году жизни, вышла в свет его первая книжка стихов для взрослых – «Почти посмертное». Маленькая брошюра тиражом в 1000 экземпляров. И в таком же исполнении лирика – «Листки». К 80-летию были изданы «Заходерзости». В это, по сути, самое полновесное собрание сочинений автор включил то, что ему «особенно дорого и особенно хочется увидеть наконец в книге».
Согласившись на интервью, поэт поставил условие: на вопросы отвечать будет и своими стихами. Беседа состоялась 6 октября 1998 года в Болшеве, на даче поэта, позднее была им завизирована.
– Борис Владимирович, в «Заходерзостях» читатель может услышать ваше мнение практически по любому вопросу – от «высокого» до «низкого». И все же ответьте, пожалуйста, на некоторые из них еще раз. Что вызывает у вас неприятие?
– Шарлатанство, из которого на девяносто процентов, на мой взгляд, состоит искусство XX века.
Нынче каждый заучил,
Что любой сапожник,
Что бы, как бы ни строчил —
Он уже ХУДОЖНИК!
(«На базаре»)
Возьмем изобразительное искусство. Уже доказано, что любая – в прямом смысле – скотина, если к ее хвосту прикрепить кисть и обмакнуть в ведро с краской, может писать картину. Во всяком случае, измазать холст краской так, чтобы нашлось достаточное количество компетентных критиков, которые объявят это изделие произведением искусства и поместят в музей. Меня не купишь ни на Пабло Пикассо, ни на Казимира Малевича. «Черный квадрат» – это издевательство над здравым смыслом! Не так давно в какой-то газете была очаровательная карикатура: среди нескольких нарисованных черных квадратов читателю предлагалось определить тот, что принадлежит Малевичу. Никто не отваживается сказать, что король гольм! Напротив, делают умные лица, восхищаются, боясь оказаться несовременными, несведущими и т. п.
– Мне кажется, ваше суждение о Малевиче довольно спорное. То или иное явление, в том числе в изобразительном искусстве, принято рассматривать в хронологической последовательности, не так ли? «Черный квадрат» отразил общественное сознание того времени: блуждание умов, поиск этических и эстетических идеалов и т. п., став его сублимацией. И в этом смысле художник не только зеркало, но и заложник своего времени…
– Повторяю, я не сторонник шарлатанства.
Когда бесстыдник-акробат
При величавых звуках «Лунной»
Нам демонстрирует свой зад,
(А заодно и лоб чугунный);
Когда мы смотрим на экран
И преподносят нам с экрана
Знакомый сызмальства роман
В переработке графомана.
А режиссер-компрачикос
«Отелло» без Отелло ставит.
(Зачем? Бессмысленный вопрос:
Такой спектакль его прославит!);
Вся эта сволочь сознает, —
Теперь, когда раздроблен атом,
Калечить может идиот
И то, что гений создает, —
Все стало полуфабрикатом!
– Не кипятись.
В конце концов,
Одна судьба у всех творцов!
Господь терпел – и нам велел:
Ведь Он, – подумай! – всей вселенной
Для нас с тобой – не пожалел,
Для упражнений мысли тленной…
(«Постмодернизм»)
В XIX веке жил великолепный немецкий поэт Вильгельм Буш. В 1881 году – год рождения Пабло Пикассо! – он напечатал, кстати, и сам проиллюстрировал, «Maler Kleksel», что значит примерно «художник Мазилкин». Так вот, у художника Мазилкина была некая особенность – он всегда рисовал лица в профиль, но с двумя глазами, он же знал, что полагается два глаза!..
С тех пор, как мне открылась эта тайна,
Я поселился в очень странном мире,
Где все необходимое – случайно,
И дважды два не может быть четыре.
Здесь весит только то, что невесомо,
И постоянно – лишь непостоянство.
У времени тут явно не все дома
И, видимо, сошло с ума пространство:
Ведь близко только то, что так далеко,
А близкое – увы, недостижимо.
То, что снаружи, скрыла подоплека,
И то, что входит в нас, проходит мимо…
Ни мерам веры нет, ни точным числам.
Все перепутано – тела и души.
Здесь даже автор «Треугольной груши» —
Нормальный человек со здравым смыслом.
Мир необычный, странный, произвольный,
Не снившийся фантастам и ученым…
И в черном небе светит светом черным
Он.
Треугольник.
Четырехугольный.
Он в центре мира в этом странном мире.
Четыре в нем угла. Увы – четыре.
(«Четырехугольный треугольник»)
На искусство надо уметь взглянуть с некоторого отдаления, из будущего – видеть общий процесс. При таком обзоре многое из того, что признается новаторством, вызывает тоску и недоумение. Не понимаю, почему даже туалетная бумага с какашками Пикассо считается художественной ценностью. Я уже не говорю о наших современных художниках, начисто забывших известное древнегреческое изречение: «Cacatum поп est pictwn» («Испражняться не значит рисовать»).
В слоновьем помете купаются львы.
– Зачем они делают это?
– Увы!
Ведь вы же не лев, —
Значит, вы не поймете,
Как сладко
Купаться в слоновьем помете!
(«Про львов»)
– И в литературе, на ваш взгляд, происходит нечто подобное?
– Там тоже сколько угодно обмана и чепухи.
О Боже, как много нам может
сказать
Тот, кто двух слов не умеет
связать!..
(«Концептуализм»)
Еще мой Тайный Советник – Его Превосходительство Иоганн Вольфганг Гете – писал о том, что наступает эпоха шарлатанства. Как ни печально, его пророчество сбылось.
Человек – единственный биологический вид, который паразитирует сам на себе. Даже вошь не паразитирует на вши. В искусстве в издевательстве над себе подобными изощряется огромный слой «-ведов»: литературоведов, музыковедов, театроведов, киноведов и т. д.
Хитро устроен Белый свет;
Тут может все – любой предмет —
(От поражений до побед)
И пользу приносить, и вред…
Взять пищу – иногда вредна.
Толкуют о вреде вина. (?)
Порой, – и это не секрет —
Сама Любовь приносит вред!..
Как будто исключений нет.
Нет, есть:
Литературовед.
Увы,
Литературовед
Приносит вред —
И только вред!
(«Исключение»)
Вот такая мрачная шутка. Бороться с «-ведами» очень трудно. Они формируют общественное мнение. К ним мгновенно примыкают так называемые снобы и всевозможная другая шушера. И все это – «публика»!
– Поэтому вы и скрылись в литературе для детей?
– Титул «детского писателя» мне так надоел, что однажды я решил позабавиться:
– О тебе говорят
Как о детском поэте.
– А я разве спорю,
Милые дети?
(«Мое мнение»)
Тем не менее писать для детей благодатно. Сам остаешься как бы дитятею. А, как известно, сказано: «…если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное…» (Мф. 18.3). Между прочим, китайский мыслитель Лао-Цзы сказал почти то же самое: «Великий человек тот, кто сохраняет в себе детское сердце».
В моей Вообразилии,
В моей Вообразилии —
Там царствует фантазия
Во всем своем всесилии;
Там все мечты сбываются,
А наши огорчения
Сейчас же превращаются
В смешные приключения!
В мою Вообразилию
Попасть совсем несложно:
Она ведь исключительно
Удобно расположена!
И только тот, кто начисто
Лишен воображения, —
Увы, не знает, как войти
В ее расположение!..
(«Моя Вообразилия»)
– Борис Владимирович, вы ведь были знакомы с Чуковским? Как произошла встреча с ним?
– В 1955 году я послал Корнею Ивановичу свою только что вышедшую первую книжку.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №3, 2001