Неосуществленный замысел Д. Фурманова – роман «Писатели»
В последний год своей жизни Д. Фурманов работал над романом «Писатели». Роман не был закончен. От него сохранились лишь заготовки, собранные материалы, планы, наброски отдельных глав и эпизодов, характеристики персонажей. И тем не менее о нем следует говорить: он – интереснейшее звено в цепи замыслов Д. Фурманова, позволяющее судить о направлении его идейно-художественного развития и вместе с тем – о некоторых сторонах литературного процесса.
Задуманный после «Красного десанта», «Чапаева» и «Мятежа», изображающих гражданскую войну, новый роман посвящался послевоенной жизни, точнее изображению той идеологической борьбы, которая развернулась в середине 20-х годов. Активное включение в эту борьбу для Фурманова было естественной необходимостью: он один из самых злободневных наших писателей, в его наследстве нет ни одной строки, не отвечающей «тону времени» (М. Пришвин). При этом для Фурманова было характерным писать не просто об известном, но о пережитом лично им, чему он был очевидцем, в чем принимал непосредственное участие. «Красный десант», «Чапаев» и «Мятеж» одним из главных источников имели его, Фурманова, личные впечатления. И замысел «Писателей» возник у Фурманова как результат непосредственного участия в борьбе, которая развернулась в 1923 – 1926 годах на литературном фронте. Он возглавлял художественный отдел Гослитиздата, был одним из руководителей складывавшейся в те годы пролетарской литературы. Как редактор художественного отдела он противодействовал проникновению в печать идеологически вредных произведений и всемерно способствовал изданию лучших произведений советской литературы. На заседаниях редакций журналов и правления МАППа, на конференциях писателей он, защищая ленинское учение о социалистической культуре, вел непримиримую борьбу и с нигилистическим отношением к классическому наследству, и с троцкистским отрицанием пролетарской литературы, и с проводниками теории «чистого искусства». Эта борьба подготовила почву для романа «Писатели», в котором Фурманов думал изобразить литературное движение 20-х годов и руководящую, направляющую роль в нем Коммунистической партии.
Казалось бы, это должно было привлечь к неосуществленному роману внимание исследователей. Однако долгое время в работах о Фурманове о нем даже не упоминалось, за исключением статьи Ю. Либединского1. В 1934 году в книге «Д. Фурманов. Из дневника писателя» («Молодая гвардия», М. 1934) была напечатана заметка Фурманова «Как зачались «Писатели» и несколько набросков отдельных эпизодов, а в предисловии к книге, написанном Н. Плиско, сообщались некоторые данные о работе писателя над романом. В последующих исследованиях о Фурманове авторы, сообщая о романе, опирались обычно на мнение Н. Плиско и на включенные в книгу «Из дневника писателя» материалы2. Несколько обстоятельнее говорится о романе «Писатели» в последних монографиях о Фурманове – Е. Наумова, А. Калнберзиной, Г. Владимирова3. Г. Владимиров, например, привлек новые архивные материалы: планы, характеристики персонажей, заметки писателя о задуманном романе. Однако и в этих исследованиях не прослежена вся работа писателя над романом, планы и наброски не приведены в систему. По утверждению Г. Владимирова, их и нельзя Привести в систему, так как они будто бы «мало связаны между собой и не дают законченного представления о последовательности глав нового произведения. Не совпадает в них также, количество и названия глав» 4.
Очевидно, названные авторы опирались не на весь состав материалов, относящихся к роману. Не случайно они приходили к различным выводам как относительно замысла романа, так и относительно его главных образов. Н. Плиско считал, что роман предполагалось посвятить литературной жизни первых лет нэпа. Г. Владимиров, использовавший больший круг материалов, шире определяет и замысел романа. «Роман «Писатели», – пишет он, – должен был стать движущей панорамой первых лет революции, куском живой истории, взятым в определенном разрезе и освещенном ярким светом большевистской теории».
Одни критики считают главной положительной фигурой романа Павла Лужского, а его прототипом – Фурманова; другие эту роль отводят Борису Буровому. Между тем анализ всех материалов, собранных Фурмановым для «Писателей», а также его заметки о романе позволяют говорить об определенном, сложившемся замысле и о начатом художественном его воплощении. То, что Г. Владимирову кажется не связанными между собою набросками («разные планы»), в действительности – различные стадии работы писателя над осуществлением единого замысла.
* * *
Замысел романа «Писатели» возник у Фурманова не раньше 1925 года. Это подтверждается как сохранившимися датами на отобранных им для использования в романе документах, так и заметкой «Как зачались «Писатели» 5, в которой Фурманов сообщает, что его «увлекла на эту тему весенняя мапповская борьба» 1925 года. Фурманов не сразу определил, какие факты, какие события и какие годы займут центральное место в этом повествовании: «Опишу ли только весеннюю борьбу, дам ли состояние литфронта наших дней, или захвачу глубокие пласты в десятки лет назад».
Эти колебания, поиски, длительное обдумывание замысла – характернейшая особенность Фурманова-художника. Так было при работе над «Чапаевым» и над «Мятежом». Изменялся и замысел «Писателей». Первоначально Фурманов думал описать жизнь литературных организаций, начиная «с перелома на нэп». В статье «Композиция «Писателей» он намечал такие границы романа: «Зарождение организации пролетарских писателей. Наметившаяся сразу классовая борозда. Пролетарские писатели демобилизуются с фронта, – примазываются к ним шкуротыловики. Первые робкие выступления. Университеты, лекции, дома писателей – все чужое. Развертывается и борьба и творчество. Годы проходят за годами».
Однако границы романа постепенно расширялись. Фурманов обращается к «глубинным пластам в десятки лет назад», чтобы объяснить то, что совершилось и совершается в стране. В наброске «Центральный фарватер» 6 он относит начало событий в романе к 1913 – 1914 годам и затем последовательно отмечает события вплоть до 1925 года, которым должен был закончиться роман. Причем во многих пунктах этого плана Фурманов сообщает факты своей творческой биографии, связанные с работой над «Красным десантом», «Чапаевым» и «Мятежом».
План «Центральный фарватер», таким образом, не только расширяет и уточняет границы романа, но определяет и главного героя романа – Фурманова. И этим во многом объясняется, почему писатель задумал отнести начало романа к 1913 – 1914 годам. В это время Фурманов, студент Московского университета, разочаровывается в официальной науке, становится убежденным атеистом, уезжает на фронт, где вскоре пишет первое из напечатанных прозаических произведений – антивоенный очерк «Братское кладбище» 7, В 1916 году он записывает в дневнике мысли о неизбежности революции8.
Затем участие в гражданской войне, отраженное в упомянутых в плане произведениях «Красный десант», «Чапаев», «Шестьдесят», «Мятеж» и др. Наконец, литературная борьба 20-х годов. Такой путь должен был пройти и центральный герой романа – участник основных исторических событий 1913 – 1925 годов. Но роман «Писатели» должен был охватить события не только русской дореволюционной и советской жизни. В плане «Эпохально»» 9 отмечается признание СССР капиталистическими странами, в других документах намечаются линии связей внутренней контрреволюции с белой эмиграцией.
Переосмысление замысла заставляло задуматься над вопросами формы. «Что это будет: мемуары, записки мои или роман, роман во всем объеме понятия? Что это будет – небольшая книжечка или целый огромный томище?» – размышлял он в статье «Как зачались «Писатели». И снова вспоминается работа Фурманова над другими произведениями, его настойчивые искания формы, соответствующей содержанию. «Я мечусь, мечусь, мечусь… Ни одну форму не могу избрать», – писал он во время работы над романом «Чапаев» 10.
Содержанием своего произведения, как видим, Фурманов решил сделать события русской жизни 1913 – 1925 годов, особенно жизнь Советской России при нэпе, и на этой основе показать закономерность возникновения определенных форм литературного движения в этот период. Здесь не годился ни краткий очерк, ни форма личных воспоминаний, и Фурманов принялся за роман, форма которого позволяла всесторонне осветить революционные изменения, происшедшие в стране. Центральным героем своего повествования он решил сделать того нового человека, борца-коммуниста, основные черты которого были намечены им в образе Клычкова («Чапаев») и председателя Реввоенсовета («Мятеж»). Герой романа, подобно им, – участник гражданской войны. Сделавшись писателем, он не перестал чувствовать себя воином. Он меряет жизнь масштабами всей революции. Каждый росток нового он расценивает как победу советской власти.
- См. Ю. Либединский, Работа Д. Фурманова над романом «Писатели», «На литературном посту», 1928, N 7.[↩]
- «Фурманов… собирая материал для романа «Писатели», сделал несколько набросков к нему», – писал, например, В. Озеров в очерке «Д. А. Фурманов» («Советский писатель», М. 1953).[↩]
- См. Е. Наумов, Дм. Фурманов, Ленгиз, 1951; «Советский писатель», 1955. А. Калнберзина, Дм. Фурманов. Критико-биографический очерк, Латиздат, 1953.[↩]
- Г. Владимиров, Творческий путь Д. Фурманова, Узбекгиз, 1953, стр. 286.[↩]
- Д. Фурманов, Как зачались «Писатели», в кн.: «Д. Фурманов. Из дневника писателя», М. 1934.[↩]
- Арх. 62, 222.[↩]
- Газета «Русское слово», 18 февраля 1916 года.[↩]
- Д. Фурманов, Дневник 1914 – 1915 – 1916 гг., «Московский рабочий», М. 1930.[↩]
- Арх. 62, 290.[↩]
- Д. Фурманов, Соч., т. 3, стр. 230.[↩]
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №11, 1958