Некоторые вопросы методологии эстетической науки
«Заметки о методологии эстетики» Ю. Рюрикова появились вовремя. Конечно, назрела необходимость разобраться в том, что делается в эстетике, поставить на обсуждение методологические вопросы ее развития. В стремлении дать широкий обзор этих вопросов, в интересных и метких наблюдениях за тенденциями развития советской эстетики на современном этапе – неоспоримое достоинство статьи молодого ученого. Что же касается ее недостатков, то никто не охарактеризовал их точнее, чем… сам автор. Он сказал сам об односторонности своего подхода, и эта односторонность пронизывает и характеристику нашей эстетики в конце 40-х – начале 50-х годов, данную в статье, и оценку состояния эстетики сейчас, и – главное – самое методологию статьи Ю. Рюрикова. Против этой односторонности нам и хотелось бы выступить в настоящих заметках.
Мы рассмотрим лишь одну из выдвинутых Ю. Рюриковым проблем – проблему предмета эстетики и взаимосвязи ее основных категорий.
Нет сомнения, что реальное расширение предмета эстетики, включение в сферу исследования эстетических сторон самой действительности есть завоевание эстетической науки последних лет (мы говорим о реальном расширении предмета эстетики, потому что номинально мысль о том, что эстетика – наука об эстетическом освоении действительности, наши эстетики утверждали и десять, и пятнадцать лет тому назад). Расширение предмета эстетики подсказано самой жизнью. «…В наши дни, когда сфера прекрасного в ходе строительства коммунизма расширилась, – говорил Л. Ф. Ильичев, – эстетика как наука не может игнорировать эстетические проблемы, связанные с трудом человека, его бытом и т. д. Без ясного понимания всего комплекса проблем эстетики невозможна правильная организация работы и по эстетическому воспитанию советского народа» 1.
Но ведь расширение предмета эстетики не есть механическое включение в ее сферу новых явлений; оно предполагает осмысление внутренней органической взаимосвязи составных частей предмета науки, и прежде всего взаимосвязи различных эстетических категорий и эстетических сторон действительности и искусства.
Отношение Ю. Рюрикова к категории «эстетического» противоречиво: с одной стороны, он считает, что поиски «элементарного вещества, из которого состоит вся эстетическая материя» (стр. 51), должны быть плодотворными; с другой стороны, он воюет против «абстрактности» категории эстетического, как против ее главного изъяна, хотя ясно, что понятие материи никак не может быть неабстрактным. И как из «данных опыта», минуя абстракцию, автор хочет получить представление о «первоисточнике» эстетического – известно, видимо, лишь ему.
Вместе с тем автор не хочет замечать действительной причины чистой умозрительности, не хорошей, а дурной абстрактности теорий эстетического. Причина эта состоит в отсутствии существительного при этом прилагательном. Недавно в издательстве «Искусство» даже вышел сборник под таинственным названием «Эстетическое», и хотя авторы статей, вошедших в сборник, ясно представляют себе, о чем они пишут – об эстетическом ли отношении человека к действительности, об эстетическом ли идеале, об эстетической ли сущности, скажем, искусства, – редакция сборника решила вынести в заголовок прилагательное без существительного. Ю. Рюриков сетует, что теории эстетического не хватает историзма, а между тем не хватает историзма как раз автору статьи, совершенно забывшему, что в советской эстетике развивалось и развивается представление об эстетическом освоении действительности, которое вошло в определение предмета эстетики и в вузовских программах, и в учебных пособиях.
Но что же это за «освоение» или, как предпочитают его характеризовать некоторые, «познание и изменение» действительности человеком?
Как бы этот термин ни искажался и ни перетолковывался (вспомним, например, получившую печальную известность статью С. Пермякова в «Вопросах философии»), его истинный смысл предельно ясен – существуют определенные стороны реального мира, которые имеют объективно-эстетическое значение, которые отражаются человеком в эстетических категориях и законах и развиваются, приумножаются в практической и духовной деятельности общества. Весь вопрос в том, каковы существенные признаки, с одной стороны, этих эстетических элементов в самой действительности и, с другой стороны, эстетической деятельности людей?
1
С характеристикой эстетического предмета и эстетической деятельности общества дело обстоит совсем не так плохо, как это вытекает из статьи Ю. Рюрикова. Он сам, определяя сущность эстетического отношения к жизни, пишет, что оно состоит в способности постигать жизнь как цепь целостных индивидуальных явлений и перестраивать их по законам красоты. Не новое, но, на наш взгляд, очень верное определение (говоря об этом, не можем не выразить крайнего удивления по поводу тона статьи С.
- Л. Ф. Ильичев, Общественные науки и коммунизм, Изд. АН СССР, М. 1963, стр. 110.[↩]
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.