№10, 1964/Трибуна литератора

Некоторые вопросы методологии эстетической науки

«Заметки о методологии эстетики» Ю. Рюрикова появились вовремя. Конечно, назрела необходимость разобраться в том, что делается в эстетике, поставить на обсуждение методологические вопросы ее развития. В стремлении дать широкий обзор этих вопросов, в интересных и метких наблюдениях за тенденциями развития советской эстетики на современном этапе – неоспоримое достоинство статьи молодого ученого. Что же касается ее недостатков, то никто не охарактеризовал их точнее, чем… сам автор. Он сказал сам об односторонности своего подхода, и эта односторонность пронизывает и характеристику нашей эстетики в конце 40-х – начале 50-х годов, данную в статье, и оценку состояния эстетики сейчас, и – главное – самое методологию статьи Ю. Рюрикова. Против этой односторонности нам и хотелось бы выступить в настоящих заметках.

Мы рассмотрим лишь одну из выдвинутых Ю. Рюриковым проблем – проблему предмета эстетики и взаимосвязи ее основных категорий.

Нет сомнения, что реальное расширение предмета эстетики, включение в сферу исследования эстетических сторон самой действительности есть завоевание эстетической науки последних лет (мы говорим о реальном расширении предмета эстетики, потому что номинально мысль о том, что эстетика – наука об эстетическом освоении действительности, наши эстетики утверждали и десять, и пятнадцать лет тому назад). Расширение предмета эстетики подсказано самой жизнью. «…В наши дни, когда сфера прекрасного в ходе строительства коммунизма расширилась, – говорил Л. Ф. Ильичев, – эстетика как наука не может игнорировать эстетические проблемы, связанные с трудом человека, его бытом и т. д. Без ясного понимания всего комплекса проблем эстетики невозможна правильная организация работы и по эстетическому воспитанию советского народа» 1.

Но ведь расширение предмета эстетики не есть механическое включение в ее сферу новых явлений; оно предполагает осмысление внутренней органической взаимосвязи составных частей предмета науки, и прежде всего взаимосвязи различных эстетических категорий и эстетических сторон действительности и искусства.

Отношение Ю. Рюрикова к категории «эстетического» противоречиво: с одной стороны, он считает, что поиски «элементарного вещества, из которого состоит вся эстетическая материя» (стр. 51), должны быть плодотворными; с другой стороны, он воюет против «абстрактности» категории эстетического, как против ее главного изъяна, хотя ясно, что понятие материи никак не может быть неабстрактным. И как из «данных опыта», минуя абстракцию, автор хочет получить представление о «первоисточнике» эстетического – известно, видимо, лишь ему.

Вместе с тем автор не хочет замечать действительной причины чистой умозрительности, не хорошей, а дурной абстрактности теорий эстетического. Причина эта состоит в отсутствии существительного при этом прилагательном. Недавно в издательстве «Искусство» даже вышел сборник под таинственным названием «Эстетическое», и хотя авторы статей, вошедших в сборник, ясно представляют себе, о чем они пишут – об эстетическом ли отношении человека к действительности, об эстетическом ли идеале, об эстетической ли сущности, скажем, искусства, – редакция сборника решила вынести в заголовок прилагательное без существительного. Ю. Рюриков сетует, что теории эстетического не хватает историзма, а между тем не хватает историзма как раз автору статьи, совершенно забывшему, что в советской эстетике развивалось и развивается представление об эстетическом освоении действительности, которое вошло в определение предмета эстетики и в вузовских программах, и в учебных пособиях.

Но что же это за «освоение» или, как предпочитают его характеризовать некоторые, «познание и изменение» действительности человеком?

Как бы этот термин ни искажался и ни перетолковывался (вспомним, например, получившую печальную известность статью С. Пермякова в «Вопросах философии»), его истинный смысл предельно ясен – существуют определенные стороны реального мира, которые имеют объективно-эстетическое значение, которые отражаются человеком в эстетических категориях и законах и развиваются, приумножаются в практической и духовной деятельности общества. Весь вопрос в том, каковы существенные признаки, с одной стороны, этих эстетических элементов в самой действительности и, с другой стороны, эстетической деятельности людей?

1

С характеристикой эстетического предмета и эстетической деятельности общества дело обстоит совсем не так плохо, как это вытекает из статьи Ю. Рюрикова. Он сам, определяя сущность эстетического отношения к жизни, пишет, что оно состоит в способности постигать жизнь как цепь целостных индивидуальных явлений и перестраивать их по законам красоты. Не новое, но, на наш взгляд, очень верное определение (говоря об этом, не можем не выразить крайнего удивления по поводу тона статьи С.

  1. Л. Ф. Ильичев, Общественные науки и коммунизм, Изд. АН СССР, М. 1963, стр. 110.[]

Цитировать

Скатерщиков, В. Некоторые вопросы методологии эстетической науки / В. Скатерщиков // Вопросы литературы. - 1964 - №10. - C. 115-119
Копировать