№2, 1960/Публикации. Воспоминания. Сообщения

Неизданные письма М. С. Ольминского о Салтыкове-Щедрине

Имя Михаила Степановича Ольминского (1863 – 1933), профессионального революционера, одного из соратников В. И. Ленина, неразрывно связано с историей нашей партии и прежде всего с историей большевистской печати. Ольминский – признанный мастер политической публицистики и острый литературный критик. Он оставил богатое литературное наследство, в котором большое место занимают работы о творчестве Салтыкова-Щедрина. Ольминским написано около двадцати работ о сатирике, и в том числе известный «Щедринский словарь», составленный в 1897 году во время одиночного тюремного заключения. Еще в начале века Ольминский подверг принципиальной и последовательной критике видных буржуазно-либеральных и либерально-народнических критиков – А. Скабичевского, К. Арсеньева, Е. Соловьева и Н. Михайловского, которые изображали Щедрина своим единомышленником, либералом и народником. Ольминский показал, что великий сатирик является революционным демократом, социалистом-утопистом» единомышленником Чернышевского, Добролюбова, Некрасова. Марксистско-ленинская методология помогла ему вскрыть демократическую, революционную направленность сатиры Щедрина.

Следует, правда, отметить, что в одной из своих последних статей («Щедрин и Ленин», 1929) Ольминский преувеличил близость Щедрина к марксизму. Однако эта ошибка ни в какой мере не может умалить его большую, действительно историческую заслугу в области щедриноведения. Ольминский о Щедрине – одна из интереснейших и поучительнейших страниц в истории марксистской критики.

В предлагаемых отрывках из писем 1897 года, писанных в тюрьме, читатель найдет зачатки будущих взглядов Ольминского. Они проливают свет на историю создания «Щедринского словаря», сыгравшего большую роль в щедриноведении.

Ольминский не просто читал Щедрина, как читают беллетристику, – он внимательно изучал его. И не случайно в своем первом печатном выступлении о Щедрине (статья «О полном собрании сочинений Щедрина», 1900) он обрушился на Скабичевского и других критиков, изображавших Салтыкова-Щедрина «писателем по смешной части». Характерно в этом отношении письмо Ольминского к сестре, Людмиле Степановне Александровой, от 14 апреля 1897 года: «На прошлой неделе прочел всего Гаршина (3 книжки) и еще разные мелочи. Теперь, с сегодняшнего дня, опять вернулся к Щедрину, который лежал, оставленный без внимания, в течение двух недель. Это, кажется, первый раз со времени перевода в Крест, что я его не брал в руки так долго. Чем больше его читаешь, тем он интереснее. Советую тебе, Людмила, в трудные (скучные) минуты всегда прибегать к нему. Необходимо только читать его ни под каким видом не лежа, читать не с предвзятым намерением отыскать смешные места и посмеяться, а читать с решимостью понять его длинные строчки, где он говорит серьезно; вообще его нужно читать не как беллетристику, а как книгу научного содержания. Ты, может быть, не знаешь, что Щедрин страшно обижался, если его называли писателем по смешной части или говорили ему, что хохотали, читая его. И он имел право обижаться, ибо сила и значение его, вся его душа не в смешных местах, а в длинных «скучных» строчках. Для примера я б тебе рекомендовал прочесть в «Губернских очерках» – «Скука», в сборнике – «Больное место» и «Сон в летнюю ночь», в «Сказках» – «Приключение с Крамольниковым», в «Мелочах жизни» и «Имярек», в «Письмах о провинции» – письмо 12-е и многое другое подобное. Повторяю: читать его лежа или с целью посмеяться – значит оскорблять его память, а он этого не заслуживает» 1.

Несколько позднее, 27 апреля 1897 года, Ольминский пишет: «Кстати о Щедрине. Обращаю твое просвещенное внимание на очерк «Самодовольная современность» в «Признаках времени». Конечно, смешного в этом очерке ничего нет; он очень важен для понимания основного, руководящего мотива деятельности Щедрина- требования класть в основу жизни широкие идеалы и протест против мелочей жизни. Обрати внимание на то, что он говорит с компромиссе. В другом месте он выражается еще короче: «Люди,’ деятельность которых основана на уступках, не уважаются». В этих восьми словах весь Щедрин» 2.

Приведенная выдержка весьма характерна для Ольминского: он с особенной настойчивостью подчеркивал необходимость рассматривать Щедрина как непримиримого врага компромиссов и «борца за высокие общественные идеалы.

Ряд отрывков из писем Ольминского дает об этом наглядное представление.

  1. Государственный музей революции СССР, Д 5-23.[]
  2. Там же.[]

Цитировать

Адибаев, Х. Неизданные письма М. С. Ольминского о Салтыкове-Щедрине / Х. Адибаев // Вопросы литературы. - 1960 - №2. - C. 167-172
Копировать