№3, 2009/Книжный разворот

Наталья Шубникова-Гусева. Сергей Есенин и Галина Бениславская

Трудно поверить, что еще возможны фантастические открытия, подобные тем, что, стали основой сюжета книги Н. Шубниковой-Гусевой, где впервые публикуются документы поэта, собранные Галиной Бениславской.

Имя Галины Бениславской совсем недавно было знакомо всем, кому интересен Есенин. Теперь почти исчезла память о влюбленной в поэта женщине, совершившей самоубийство на его могиле.

Чудом уцелевшие документы архива Бениславской убеждают, что самоотверженное служение Есенину делает ее достойной благодарности тех, кому дорога память о поэте.

В последний год своей жизни — страшный для нее год после гибели любимого человека, Бениславская привела в порядок документы Есенина и завещала их подруге Анне Назаровой. Ее приемная дочь, Галина Сергеевна Назарова, доверила публикацию уникальных документов Н. Шубниковой-Гусевой при условии, что они войдут в книгу о Галине Бениславской.

Н. Шубникова-Гусева это условие выполнила.

Галина Сергеевна Назарова до выхода книги в свет не дожила.

Книга «Сергей Есенин и Галина Бениславская» написана в оригинальном жанре документального повествования, где неизвестные документы, приведенные полностью, обогащают жизнеописание Есенина живыми подробностями, меняют прежние представления о личности и творчестве поэта.

Судьба Сергея Есенина пересекалась с судьбами многих его современниц.

Многие (в том числе Маяковский) завидовали успеху Есенина у женщин. Зинаида Райх, Айседора Дункан, Августа Миклашевская, Софья Толстая занимали разное место в сердце и в жизни поэта, но Галина Бениславская была единственной, кто связал себя с ним не только жизнью, но и смертью.

Отношения Бениславской и Есенина были трудными. Она любила поэта единственной любовью, которая прощала все.

Можно усомниться, не привела ли увлеченность исследователя личностью Галины Бениславской к преувеличению ее роли в жизни Есенина.

Если сравнить, какое место занимает упоминание о Бениславской в книге воспоминаний о поэте «Сергей Есенин глазами современников», (вышедшей в том же издательстве (2006) и составленной тоже Н. Шубниковой-Гусевой), с оценкой ее личности, в рецензируемой книге, можно заметить некоторое несоответствие.

В обзоре воспоминаний о поэте сдержанно сказано, что Бениславская была «среди немногих близких Есенину людей», но ее воспоминания о нем так и остались незаконченными (с. 11).

Однако нужно признать, что незавершенность воспоминаний Бениславской не помешала им остаться одним из лучших свидетельств о Есенине.

Письма Есенина к Бениславской в его собрании сочинений носят в основном деловой характер, создавая впечатление, что поэт воспринимал Галину как своего литературного секретаря.

Она с самого начала их знакомства старалась быть ему полезной, сама предложила регулярно составлять для него подборки отзывов о его творчестве в отечественных и зарубежных газетах, используя свои связи в ВЧК, где некоторое время служила. Видя, что сам Есенин не умел хранить свой архив, она охотно делала это за него.

Галина Бениславская пользовалась безграничным доверием Есенина при ведении его издательских и финансовых дел, оберегая поэта от необходимости «выбивания» гонораров у редакторов и издателей.

Об этой ее роли упоминала и сестра поэта Александра: «Почти в каждом письме Гале (речь идет о Бениславской. — Н.

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №3, 2009

Цитировать

Малыгина, Н.М. Наталья Шубникова-Гусева. Сергей Есенин и Галина Бениславская / Н.М. Малыгина // Вопросы литературы. - 2009 - №3. - C. 490-493
Копировать