№3, 1984/Обзоры и рецензии

Наследие писателя-антифашиста

Hans Gunther, Der Herren eigener Geist. Ausgewahlte Schriften, Aufbau-Verlag, Berlin und Weimar, 1981, 914 S.

Научный анализ фашизма 30-х годов был дан на VII Конгрессе Коминтерна в докладах Г. Димитрова, Д. Мануильского, В. Пика, П. Тольятти. Это факт общеизвестный. Но мало кому известно, что участникам VII Конгресса Коминтерна был представлен, помимо официальных материалов, еще один рабочий документ. Когда в июле 1935 года делегаты собрались на открытие заседаний, они нашли на своих местах еще пахнувшую свежей типографской краской книгу «Дух самих господ. Идеология национал-социализма». Автором этого чрезвычайно актуального и острого научно-публицистического произведения был немецкий писатель-антифашист Ганс Гюнтер, имя которого заслуживает почетного места в анналах истории пролетарско-революционного литературного движения Германии и антифашистской эмиграции.

Вилли Фриц Ганс Гюнтер принадлежал к числу тех немецких интеллигентов, которые, подобно И. -Р. Бехеру, Б. Брехту, Ф. Вольфу, Э. Вайнерту, А. Зегерс и многим другим, порвали со своим классом и сумели найти путь к пролетариату. Сын фабриканта, доктор политических и доктор юридических наук, он в начале 20-х годов принял марксистскую теорию, а затем сблизился с рабочим движением и в 1930 году вступил в КПГ. В это же время он стал выступать как партийный журналист, художественный критик и литератор. В октябре 1932 года Г. Гюнтер был делегирован Союзом пролетарско-революционных писателей Германии в Москву в руководство Международной организации революционных писателей (МОРП), возглавлял его немецкую секцию, входил в редакционную коллегию немецкого издания журнала «Интернациональная литература».

Именно на годы пребывания в Москве приходится самый яркий расцвет литературно-критического и художественного творчества Г. Гюнтера. В это время он публикует такие принципиально важные для идейного вооружения немецкой антифашистской эмиграции философско-политические эссе, как «О фашизации буржуазной литературы» (1932), «Обозрение современного немецкого культурфашизма» (1933), «Фашистская военная литература» (1934), «Христос или Вотан?», «Дело Ницше» (1935). Он пишет статьи об антифашистской борьбе немецких писателей, об очередных задачах Международной организаций революционных писателей и многие другие, призывающие к  организационному сплочению социалистического направления в мировой литературе. Он выступает с критическим разбором важнейших явлений антифашистской литературы, пишет о творчестве Генриха Манна, Лиона Фейхтвангера, Адама Шаррера, Бодо Узе, Ганса Фаллады и др. Но книга «Дух самих господ» является несомненно его самым важным произведением, непреходящего исторического значения.

Название книги не случайно. Это слова из гётевского «Фауста», цитату из которого Г. Гюнтер избрал эпиграфом своего труда. Книга направлена против мистификации исторических явлений, против той лжи, которой фашисты опутывали людские умы через свою разветвленную пропаганду, против того скудоумия, которое проявляли многие буржуазные критики времен нацизма.

Книга Г. Гюнтера была обращена главным образом к буржуазным интеллигентам. Это определяет всю ее мыслительную структуру: в ней бережно выделяются гуманистические ценности, созданные буржуазной культурой; в ней вскрываются корни немецкого национал-социализма как порождения реакционной буржуазной идеологии; в ней демонстрируется, как от Ницше до Шпенглера философский идеализм, пройдя стадию «критической апологетики», выливается в иррационализм, мистицизм, расовый мифологизм и разгул звериных инстинктов. Книга показывает, чьим интересам служит и кем финансируется фашизм. Она побуждает всех, кому дороги гуманистические ценности человечества и кого волнует будущая судьба этих ценностей, встать в ряды решительных борцов против Гитлера и его камарильи.

Формальным адресатом и идейным партнером Ганса Гюнтера на протяжении всей книги является Генрих Манн и его антифашистский политический памфлет «Ненависть». Об этом свидетельствуют не только постоянные ссылки в тексте, но и сама композиция книги, начинающейся с «Диалога двух писателей» и завершающейся «Письмом писателю-антифашисту». Именно с интеллигентами типа Генриха Манна имело смысл вести такой детальный и принципиальный разговор об идеологии национал-социализма, ибо обнаружение слабостей буржуазной критики фашизма и вскрытие подлинной сущности этого социального явления могли помочь преодолению слабостей и укреплению гуманистических позиций всей литературы. Но реальным адресатом, а точнее, предметом конкретного анализа и деструкции была вышедшая в 1933 году книга Освальда Шпенглера «Годы решения». В борьбе с фашистской апологетикой Шпенглера Ганс Гюнтер протягивал руку боевого союза гуманисту и демократу Генриху Манну. И не напрасно.

Как свидетельствуют письма Генриха Манна и Лиона Фейхтвангера Гансу Гюнтеру, цели и характер социально-философского памфлета немецкого коммуниста были поняты и приняты к сердцу многими буржуазными интеллигентами, и это способствовало укреплению их антифашистских позиций, помогало, говоря словами И. -Р. Бехера, созданию «единого фронта от Манна до Мархвицы».

Цели и характер книги «Дух самих господ» были поняты и самими фашистами. Заместитель шефа прусского гестапо Гейдрих писал имперскому министру внутренних дел, что Г. Гюнтер видит в фашизме «последнюю отчаянную попытку капиталистической системы сохранить свою власть». Национал-социализм, по его утверждению, «спас капитализм, жульнически вырядившись во враждебную ему маску и заявляя на словах, будто он его уничтожает». Г. Гюнтер, распознавший истинную сущность фашизма, увидевший и назвавший своими именами приемы нацистской демагогии, разоблачивший публично весь убогий арсенал примитивного мышления гитлеровцев от нагло-воинствующего невежества, мистицизма, псевдофилософского мракобесия и расовых суеверий до изощренно-лживых измышлений пропаганды, был вместе с Францем Далемом, Эрнстом Оггвальдом и другими антифашистами лишен «имперского подданства», о чем официально известил «Дойчер Райхсанцайгер унд Пройсишер Штатсанцайгер» 25 июля 1936 года.

Первую попытку определить социальную сущность фашизма Г. Гюнтер предпринял еще в 1931 году в статье «Три партии – три теории государства» на примере анализа этого явления в Италии. Среди наиболее существенных признаков фашизма он называет усиление исполнительной власти до полного исключения парламента, введение сословной организации общества, включение фашистских террористических отрядов в государственный аппарат, субсидии финансовым магнатам, в какой-то мере слияние государства и монополистического капитала. Фашизм – это открытый жестокий террор против революционного пролетариата во имя обеспечения диктатуры капитала. «Это никоим образом не просто военизированный аппарат жестокого принуждения, сравнимый в этом отношении, скажем, с абсолютизмом или царизмом; это нечто большее, значительно большее: рафинированная, идеологически обоснованная, с точностью до волоска рассчитанная на экономическую конъюнктуру капитализма, всепроникающая вплоть до последнего канала и распространяющаяся на все, вплоть до второстепенных организаций, система господства» 1.

Исходя из этих теоретических выводов по поводу итальянского фашизма, Г. Гюнтер характеризовал и политический процесс в Германии накануне 1933 года как «непосредственное преддверие открытого фашизма». В февральском номере журнала «Линкскурве» за 1932 год в статье «Красный фронт или железный фронт?» он указал на объективные факторы этого процесса фашизации Германии. Таким образом, обращаясь к анализу существа национал социалистической идеологии в Германии и ее исторических корней, Г. Гюнтер мог опереться на многолетний опыт своих политических, экономических и государственно-правовых наблюдений над фашизмом, и это придавало книге «Дух самих господ» особую весомость.

Можно говорить о целом ряде неоправдавшихся надежд и сектантских характеристик, содержащихся в книге Г. Гюнтера. Можно указать на то, что источник этих промахов был нередко вызван ошибочными установками руководства КПГ накануне фашистского переворота. Однако мне представляется более важным не повторение перечня ошибок и промахов, а то, что книга Г. Гюнтера, несмотря на все свои частные недостатки, выдержала испытание истории. Более того, она сохранила для нас значение не только документа прошлой эпохи, но и ценного интеллектуального достояния сегодняшней политической жизни.

Идеологи современного империализма брезгливо обходят трупное зловоние собственной истории. Прикрашенный атрибутами буржуазной демократии, напомаженный теориями «постиндустриального» общества и словесами «атлантической хартии», опоясавшейся военно-политическим блоком НАТО, империализм сегодня зачастую не нуждается в прямых услугах фашистов. У него новые, более современные методы «тотальной мобилизации» старого мира. Но у него прежняя жажда мирового господства, прежняя ставка на войну, на уничтожение «мирового коммунизма».

Современный капиталистический мир, и прежде всего американский империализм, взял на вооружение многое из того, что дала политическая практика германского фашизма. Многоликость и пестрота социально-политических концепций современного буржуазного общества, афишируемые как «политический плюрализм», конечно, смазывают некоторые черты тех сторон буржуазного сознания, которые в классической форме вылились в фашизм 30-х годов. Для правильной оценки этих «смазанных» вариантов империалистической идеологии небесполезно сопоставить их с «классическими» формами, которые породил немецкий фашизм, и здесь книга Г. Гюнтера дает нам в руки неоценимый исторический материал.

Вот характерные признаки фашистской идеологии, выделяемые Г. Гюнтером: расовый мифологизм и расовая ненависть, бестиализм и апелляция к звериным инстинктам, социальная демагогия, маскировка под положительные ценности, классовая слепота, защита интересов собственных монополий, трактовка исторической миссии своего государства как «оплота против большевизма», разнузданный антикоммунизм, тотальная мобилизация всей экономики для целей войны, демагогически выдаваемая за социальное оздоровление страны, амбиция на право повелевать миром, психологический настрой на войну, мобилизация всех реакционных идей прошлого, пропагандистский террор, поддерживаемый полицейским террором, политические убийства. Если бы это не было написано полстолетия назад как характеристика «духа самих господ» Германии, весь этот свод можно было бы принять за инвентаризацию политических средств и методов «рейгановской команды» из Белого дома или же за кредо отцов «великого Израиля».

Достоинством нового издания книги Г. Гюнтера «Дух самих господ» является то, что это центральное произведение писателя, ученого и политика дано в контексте других его работ этого периода. Не случайно объемистый том – более 900 страниц – распадается на два крупных отдела. Первый называется «Критика и насилие. Критические работы по проблемам идеологии». В этом разделе помещены наряду с философско-политическим трактатом «Дух самих господ» также и такие известные работы Г. Гюнтера, как «Христос или Вотан?», «Дело Ницше», «Философия приспособления» и др. Второй раздел – «Об антифашистской борьбе немецких писателей». Сюда вошли критические работы по проблемам литературы и культуры, многочисленные рецензии. И в этом разделе значительное место занимают публикации Г. Гюнтера, рассматривающие процесс фашизации буржуазной литературы и состояние литературы в третьем рейхе; большая часть раздела посвящена проблемам социалистической литературы и рецензиям на произведения крупнейших писателей – Г. Манна, Я. Вассермана, Л. Фейхтвангера, Б. Узе и др. Том в целом являет собой замечательный портрет сложной и острой эпохи, пережитой человеком кристальной честности, ясного ума и непоколебимой партийной убежденности.

Издание тома избранных произведений Г. Гюнтера стало реальностью благодаря многолетнему труду ученых ГДР – историка Вернера Рёра и литературоведа Симоны Барк. Они собрали ставшие библиографической редкостью и разбросанные по многочисленным периодическим изданиям публикации, снабдили их надежным историческим комментарием, научным аппаратом и послесловием, анализирующим эпоху, жизненный и творческий путь писателя и дающим проблемную оценку его работ. И конечно же, в этой связи должно быть названо имя спутницы жизни и соратницы Ганса Гюнтера – стойкой коммунистки, писательницы и профессора Литературного института в Лейпциге Труды Рихтер, которая постоянно поддерживала многолетний труд и направляла его своими советами, консультациями, личными поисками материалов и переводом на немецкий язык тех материалов, которые сохранились только в публикациях на иностранных языках.

  1. Hans Gunther, Drei Parteien – drei Staatstheorien. – «Der Rote Student», Berlin, 1931, N 6, S. 124.[]

Цитировать

Рожновский, С. Наследие писателя-антифашиста / С. Рожновский // Вопросы литературы. - 1984 - №3. - C. 254-258
Копировать