№4, 1967/Коротко о книгах

Наследие Димитра Гачева

Димитър Гачев, Студии, статии, писма и спомени, «Наука и изкуство», София, 1964, 400 стр.

Димитр Гачев принадлежит к числу тех болгарских и советских критиков и теоретиков искусства, которые выступили в 30-е годы как принципиальные борцы за марксистскую эстетическую и литературно-критическую мысль.

Вступив в девятнадцать лет в ряды БКП, Д. Гачев принял участие в Сентябрьском восстании против фашизма в 1923 году и после поражения восстания был вынужден эмигрировать. Он живет и работает в Бельгии, Франции и Германии. А в 1926 году приезжает в Советский Союз. В Институте красной профессуры он защищает кандидатскую диссертацию «Эстетические взгляды Дидро», изданную спустя два года. Под его редакцией в Гослитиздате выходят на русском языке сочинения Дидро, Гёте и др. Одновременно Д. Гачев пропагандирует в СССР болгарскую литературу. С его предисловием увидел свет на русском языке сборник стихов Христо Смирненского «Да будет день!».

Недавно в Болгарии вышел сборник статей, куда включены основные работы Д. Гачева. Заслуживает специальной оценки его исследование «Эстетические взгляды Дидро», появившееся двумя изданиями в СССР и одним в Болгарии. Обращение критика к эстетике Дидро не было случайным. Как он пишет в предисловии, разработка проблем социалистического реализма немыслима без критического освоения и переработки художественного и теоретического наследия писателей великих переломных эпох. Главное, что видит Д. Гачев в эстетике Дидро, это обоснование реализма – не только во французском искусстве, но и в прогрессивном буржуазном искусстве вообще.

Сравнивая Дидро с остальными деятелями французского Просвещения, Д. Гачев пишет: «Лишь Дидро как в области философии, так и в области эстетики явился наиболее цельной и монолитной фигурой. Это он стал главой школы французского материализма в философии, это он оказался родоначальником и создателем школы французского реализма в литературе и искусстве».

Цитировать

Ценков, Б. Наследие Димитра Гачева / Б. Ценков // Вопросы литературы. - 1967 - №4. - C. 227-227
Копировать