№6, 2013/Публикации. Воспоминания. Сообщения

«Насколько это явление прочно и устойчиво, покажет будущее». В. Короленко о новом поколении российских консерваторов

Общественно-политическим взглядам Владимира Галактионовича Короленко, классика русской литературы, поборника справедливости, многолетнего редактора журнала «Русское богатство», посвящена обширная литература, однако по ряду вопросов среди исследователей до сих пор нет единого мнения. Мы будем говорить об оценке Короленко такого влиятельнейшего направления мировой и отечественной общественной мысли, как консерватизм. Важнейшим аспектом данной темы является отношение писателя к революции как к методу переустройства общества, а также к традициям и пережиткам прошлого.

В советское время было принято говорить о близости Владимира Галактионовича к революционному движению. По мнению Н. Михайловской, «для Короленко не было никаких сомнений в том, что народу предстоит революционная борьба. Положительные герои Короленко говорят о его революционном демократизме — это Чудная, Максим Яценко, Менахем Гамалиот…»1 Но рассмотрим конкретно каждый из упомянутых образов. Менахем — борец за свободу родной Иудеи, поднявший восстание против римских захватчиков, однако нигде нет упоминаний о том, что он хочет покончить с рабовладением, установить всеобщее равенство или по крайней мере сместить царя Агриппу, ставленника иноземцев. Героиня рассказа «Чудная» — образ скорее трагический, недаром ударение в названии падает на второй слог. Ничего не сказано о том, за что именно она отправлена в ссылку (ссылку на поселение — судя по всему, провинность не слишком серьезная). Подчеркиваются отдаленность ее от народа, привычка говорить непонятно, брезгливость, доктринерский взгляд на жизнь. Высвечивается как раз человечность представителя власти Гаврилова, который сочувствует ей как человеку, а не как носителю тех или иных идей. Максим Яценко, персонаж новеллы «Слепой музыкант», — старый гарибальдиец. Современные исследователи считают, что Джузеппе Гарибальди едва ли можно рассматривать как революционера в строгом смысле слова, так как свою борьбу за объединение Италии он вел под знаменами короля Пьемонта.

В многотомных воспоминаниях «История моего современника» Короленко подробно описывал свои встречи с деятелями революционного движения России. Там он прямо именовал себя эволюционистом и называл смешными все обвинения в бунтарстве, звучавшие в его адрес со стороны администрации2.

Как известно, в ведении Короленко был отдел отечественной беллетристики «Русского богатства». Е. Гибет отмечала, что «в принятых Короленко рукописях преобладает революционная тематика»3, добавляя, что он поддерживал писателей, находившихся в сложных отношениях с цензурой, в частности А. Грина4. Мы охотно согласимся с этими выводами, однако необходимо в деталях рассмотреть, о чем писали в журнале упомянутые авторы. Так, в рассказе Грина «Ксения Турпанова» главный герой, политический ссыльный периода реакции, предстает отнюдь не в выгодном свете — налицо его моральное разложение и интеллектуальный упадок (он изменяет жене с «девушкой без комплексов»). Показательно и другое: как явствует из редакторской книги Короленко, Грин прислал одновременно две рукописи — «Зимнюю сказку», в которой описываются планы побега революционеров с каторги, и уже упомянутую «Ксению Турпанову»##Короленко В. Г. Редакторская книга // НИОР РГБ. Ф. 135. Оп. 22.

  1. Михайловская Н. Д. В. Г. Короленко в борьбе с правительственной реакцией 1880-1890-х // Дисс. на соиск. уч. степ. канд. филол. наук. М., 1951. С. 54. []
  2. Короленко В. Г. История моего современника // Короленко В. Г. Собр. соч. в 10 тт. Т. 5. М.: ГИХЛ, 1953. C. 387.[]
  3. Гибет Е. И. Идейные и эстетические принципы редакторской деятельности В. Г. Короленко // Дисс. на соиск. уч. степ. канд. филол. наук. М., 1966. С. 74.[]
  4. ] Там же. С. 75.[]

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №6, 2013

Цитировать

Гноевых, А.В. «Насколько это явление прочно и устойчиво, покажет будущее». В. Короленко о новом поколении российских консерваторов / А.В. Гноевых // Вопросы литературы. - 2013 - №6. - C. 419-443
Копировать