№5, 1980/Жизнь. Искусство. Критика

Над чем работают ученые

В истекшем 1979 году Институт мировой литературы имени А. М. Горького АН СССР в своей многогранной деятельности руководствовался, как и в прошлые годы, решениями XXV съезда КПСС, указаниями, содержащимися в выступлениях Генерального секретаря ЦК КПСС, Председателя Президиума Верховного Совета СССР тов. Л. И. Брежнева, и другими партийными документами.

В прошлом году, рассказывая на страницах журнала «Вопросы литературы» о работе Института в 1978 году1, я упомянул о том, что коллектив ИМЛИ готовится к обстоятельному разговору о назревших теоретических проблемах нашей науки. Разговор этот состоялся. Прежде всего в связи с обсуждением на расширенном заседании Ученого совета ИМЛИ постановления ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы». Потом этот разговор был продолжен на совместном заседании Ученого совета Института и Научного совета по комплексной проблеме «Закономерности развития мировой литературы в современную эпоху», в отделах и секторах Института, на методологических семинарах.

Среди проблем, которые обсуждались, следует выделить глобальную комплексную задачу осмысления той новой ситуации в современной мировой литературе, которая сложилась в результате образования и развития мировой социалистической системы, развития и взаимодействия социалистических литератур.

Это действительно комплексная проблема, разработка которой должна стать одним из основных направлений работы Института мировой литературы. Сюда входит ряд таких крупных исследовательских тем, как: история национальных социалистических литератур и история мировой социалистической литературы; теория и история литературы социалистического реализма; отношение литературы социалистического реализма к классическому наследию прошлого; всемирно-историческое значение опыта претворения в жизнь, в практику культурного строительства ленинской национальной политики, оплодотворившей взаимодействие и взаимообогащение литератур народов СССР и литератур братских социалистических стран. Названная комплексная проблема включает в себя также разработку в свете ленинского учения о двух культурах в каждой национальной культуре современного процесса развития литературы в капиталистических странах и странах так называемого третьего мира: исследование роли и значения мировой социалистической литературы в противоборстве прогрессивно-демократических, социалистических и буржуазных направлений в современных национальных литературах этих стран, роли и значения литературы критического реализма в современном мире; изучение вклада советской литературы и литератур социалистических стран в сокровищницу современной художественной культуры и др.

В Институте давно ведется успешная работа над большинством из названных тем. Однако этим исследованиям не хватало подчас целеустремленности, подчиненности главной задаче – осмыслению исследуемых явлений и закономерностей как части противоречивого, сложного целого – современного мирового литературного процесса.

В этом плане трудам по истории советской литературы недоставало соотнесенности ее идейно-эстетической проблематики, ее творческих исканий с актуальными проблемами развития современной мировой литературы.

Не получили должного развития исследования ряда важных теоретических проблем, без которых нельзя с необходимой глубиной изучать современный мировой литературный процесс. Среди них следует в первую очередь назвать проблему критериев ценности. Справедливо пишет академик М. Храпченко: игнорируя значение эстетических ценностей, «невозможно что-либо понять в литературе и искусстве. Вне эстетической оценки немыслимы ни критическое рассмотрение современного искусства, ни исследование развития искусства прошлых эпох. Даже отбор из безбрежного океана фактов тех или иных художественных явлений, признаваемых более интересными и значительными, предполагает использование такого ориентира, как эстетическая ценность, которую нельзя обособить от характера, качества художественных обобщений» 2.

Проблема эта приобретает особую актуальность, так как в буржуазной науке все более популярными становятся различные разновидности релятивистских теорий равноценности всяких «истин», идеи плюрализма, когда всякая истина оказывается лишь истиной в кавычках. С этими идеями связано на Западе и стремление выдать практически любой формальный эксперимент за творческое свершение, свидетельствующее о якобы плодотворном развитии искусства, как и настойчивые попытки оправдать дегуманизацию литературы, узаконить в искусстве антикоммунизм, антисоветизм, расизм, культ насилия и т. п.

Актуальность разработки ценностных критериев определяется также широкой популярностью на Западе все новых и новых модификаций формальных литературоведческих школ, стремящихся заменять понятие художественного произведения понятием текста, подлежащего разъятию на ряд формальных элементов его структуры. При этом ценностный подход отвергается как якобы «субъективный» ила «неисторический», утверждается право на серьезное рассмотрение всего, что печатается. Нет нужды доказывать, что подобные теории объективно также способствуют дегуманизации искусства.

В ходе обсуждения основных литературоведческих проблем особое внимание было обращено на теорию социалистического реализма. Было высказано убеждение, что абстрактное теоретизирование не оправдывает себя. Нужны анализ и обобщение живого процесса развития литературы социалистического реализма.

На заседании Ученого совета Института 12 июля 1979 года член-корреспондент АН СССР Г. Ломидзе говорил: «Мне думается, что важно было бы исследовать конкретную динамику, конкретное развитие метода социалистического реализма… Вы покажите конкретный материал, как развивается, какие новые качества приобретает, чем обогащается, чем отличается литература нашего времени от предшествующего периода. Это было бы более правильно, чем отвлеченные разговоры о методе социалистического реализма».

Следует подчеркнуть общеметодологическое значение подобных суждений. Во время всех дискуссий, преходивших в истекшем году в Институте, неизменно подчеркивались неправомерность противопоставления теории и истории литературы при всем своеобразии жанра историко-литературных исследований и работ по теории литературы. Ученые говорили о необходимости взаимопроникновения теории и истории, теоретического и исторического подходов к исследуемому материалу.

История литературы, заявил на Ученом совете Института член-корреспондент АН СССР Ю. Виппер, «может быть описательной и поверхностной, но может быть и остропроблемной». Ю. Виппер упомянул при этом о такой проблематике, как периодизация литературного процесса, поиски его закономерностей, его движущих сил, определение его национальной специфики и т. д. Кроме того, история литературы, конечно, должна оплодотвориться и постановкой теоретических проблем, быть теоретически обоснованной. Исторические исследования не должны противопоставляться теоретическим, продолжал Ю. Виппер, теоретические выводы должны «вырастать на точной основе обобщения и учета конкретных и специфических особенностей, выявляемых при анализе того, как эти закономерности преломляются»… В противном случае получится голая, оторванная от реальности, пустая схема.

Остро и взволнованно на ту же тему говорил член-корреспондент АН СССР Д. Благой. «Предполагается, – заявил он, – что теория литературы может много дать, она создает методологический и теоретический фундамент, но она не может существовать вне истории литературы, того, что является ее живой жизнью». Невозможен отрыв от живой жизни…»

Все это должно быть учтено в последующих работах но теории социалистического реализма. Следует, конечно, избегать и другой опасности – эмпиризма. В этом плане было призвано существенным методологическим ориентиром положение о социалистическом реализме как цельной системе творческих принципов и средств художественной выразительности, выдвинутое академиком М. Храпченко на Пятом съезде писателей СССР.

В связи с этим положением возникают и более общие проблемы – соотношения общественной позиции писателя, идейного содержания его произведений и их фермы; действенной роли художественной формы в воплощении содержания; воздействия художественной формы на читателя; роли художественной формы в общественной функции произведений искусства. Проблемы в принципе не новые. Однако в современных условиях они становятся все более острыми и актуальными, что и побуждает ставить вопрос о более глубокой их разработке на материале сложных явлений современной мировой литературы.

Изучение этих проблем поможет глубже оценить природу и общественную функцию в современном мире как реалистической, так и модернистской литературы, даст возможность лучше понять процесс развития реалистической литературы, а также кризисные явления в этом процессе, – когда реалистическая система того или иного писателя начинает разрушаться, – или, напротив, процесс отхода художника от модернизма, перехода его на позиции реализма.

Обсуждение всех этих, как и ряда других проблем велось в Институте в связи с работой над перспективным планом исследований и должно в конечном итоге привести к созданию новых монографических и коллективных трудов.

Вместе с тем проведенные дискуссии должны положительно сказаться на уже начатых, переходящих исследованиях. Несомненно способствовали они и успешному завершению работ, оканчивавшихся в 1979 году.

Наиболее наглядно это проявилось в повышенной требовательности Ученого совета Института к научному уровню представляемых трудов.

Думается, что работы истекшего года – как утвержденные к печати, так и вышедшие в свет – внесут известный вклад в решение отмеченных выше актуальных научных проблем, в нашу борьбу с буржуазной идеологией.

Ряд завершенных в текущем году работ и изданных книг можно считать непосредственным откликом на постановление ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы».

Серию трудов Института, анализирующих качественные сдвиги в развитии мировой литературы, порожденные Октябрьской революцией, продолжает изданная в 1979 году книга «Великий Октябрь и литературный процесс современной эпохи (1917 – 1977)». Это коллективный труд, в котором кроме советских ученых приняли участие многие ученые социалистических стран. В книге исследуются общие проблемы литературного процесса XX века и воздействие на него Октябрьской революции, закономерности развития советской многонациональной литературы и литератур братских социалистических стран, закономерности их взаимодействия, а также значение Октября для развития венгерской, немецкой, польской, чешской, словацкой литератур. В книге помещены выступления крупных советских писателей Н. Тихонова, И. Абашидзе, М. Бажана, В. Катаева, А. Лупаиа, И. Шумейко, Ю. Рытхэу, А. Суркова, С. Щипачева, К. Яшена.

В том же ряду другая книга – «Великая Октябрьская социалистическая революция и венгерская литература», созданная совместно с венгерскими учеными.

Широким фронтом велись в Институте работы по изучению литератур народов СССР, в том числе русской литературы.

Советский строй вызвал к жизни столь яркие художественные таланты, что имена многих писателей народов СССР прочно вошли в историю не только советской, но и мировой литературы. Многонациональная советская литература стала общепризнанной реальностью художественной культуры XX века. Разностороннее, тщательное ее изучение, как уже отмечалось, – важнейшая задача ученых ИМЛИ. В истекшем году совместно со своими коллегами из республиканских институтов они закончили работу над двухтомной «Историей каракалпакской советской литературы». Завершается редакторская работа над «Очерком истории туркменской советской литературы» и «Очерком истории калмыцкой советской литературы».

Итогом серьезных изысканий наших крупных ученых является утвержденный к печати коллективный труд «Взаимодействие литератур народов Советского Союза и формирование художественной культуры развитого социализма». В нем получил освещение ряд актуальных вопросов: советская литература в системе современной социалистической культуры; диалектика развития национальных литератур в перспективе их дальнейшего обогащения; эстетическая среда как фактор формирования социалистического типа личности; жанрово-стилевое многообразие и национальные особенности культуры развитого социализма; современные вопросы социалистического реализма. Идейно-художественное богатство литератур народов СССР раскрывается в труде в связи с характеристикой социальных процессов наших дней. Важный аспект исследования – анализ движения жанров в национальных литературах, стилевых исканий современных писателей, развитие национальных художественных традиций.

К этому труду по своей направленности примыкает коллективное исследование «Концепция личности в литературе развитого социализма», подготовленное совместно с Институтом литературы АН Армянской ССР. В труде прослеживается воплощение в художественной литературе марксистско-ленинской концепции личности, раскрываются принципы создания в различных национальных литературах образа современного героя – строителя новой жизни. На материале многонациональной советской литературы авторы труда исследуют в теоретическом плане проблемы историзма художественного мышления, определяют роль авторской личности в художественной структуре произведения.

Проблемам взаимодействия и взаимообогащения литератур народов СССР посвящен и коллективный труд «Луги художественных исканий современной советской литературы», созданный совместно с Институтом языка и литературы Молдавской ССР. В нем раскрывается значение многонационального художественного опыта в обогащении поэтики социалистического реализма, определяется роль общественно-культурного прогресса в развитии литературы, прослеживается процесс формирования духовного облика советского человека в условиях научно-технической революции. Творческую практику советских писателей авторы рассматривают в тесной связи с современным состоянием литературно-художественной критики. Труд содержит критический обзор буржуазных концепций развития советской многонациональной литературы.

Думается, что читатели с интересом встретят и новые монографии. Это книга Л. Ивановой «Современная советская проза о Великой Отечественной вовне». Обращаясь к военной прозе, автор прослеживает не только творческие искания советских писателей, их новаторский подход к теме советский человек и война, анализирует жанрово-стилевые проблемы жанра. В книге речь идет также и об общих проблемах литературы социалистического реализма наших дней: новых тенденциях в развитии категории героического, углублении к обогащении принципов историзма и др.

  1. «Вопросы литературы», 1979, N 4.[]
  2. М. Б. Храпченко, Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы, «Советский писатель», М. 1975, стр. 327.[]

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №5, 1980

Цитировать

Бердников, Г. Над чем работают ученые / Г. Бердников // Вопросы литературы. - 1980 - №5. - C. 180-197
Копировать