№1, 1966/Зарубежная литература и искусство

Начало пути

В истории французской литературы период с начала века до первой мировой войны все еще остается не изученным нашим литературоведением. В общей характеристике этого периода и в оценках даже таких писателей, как А. Франс, Р. Роллан, Р. Мартен дю Гар или Ж. -Р. Блок, к которым советские исследователи обращались довольно часто, заметны следы схематизма, упрощения, недоговоренности. Дело, по-видимому, прежде всего в том, что именно к началу века относится значительная часть творчества писателей, оказавшихся по тем или иным причинам на долгое время вне списка изучаемых у нас авторов: Ш. Пеги, П. Клоделя, П. Валери, Алена-Фурнье, писателей группы «Аббатство» 1 и многих других. Естественно, что тот литературный фон, та «атмосфера», в которой развивалось творчество Р. Роллана, А. Франса, Ж. -Р. Блока, оказались обедненными, обуженными.

С другой стороны, только в последние годы исследователям стали доступны многие документы, позволяющие проникнуть в существо литературной жизни интересующего нас времени. Лишь сейчас мы располагаем полным текстом литературного дневника П. Леото, выходят в свет воспоминания А. Бордо, различные документы, относящиеся к деятельности П. Клоделя, Ш. Пеги и т. д. Можно по-разному оценивать значение этих публикаций, но и они, бесспорно, помогут исследователям ориентироваться в сложной обстановке литературной борьбы во Франции «прекрасной эпохи». Большую роль призваны сыграть «Тетради Ромена Роллана», издаваемые Ассоциацией друзей писателя (например, переписка Роллана с Луи Жийе, два тома интереснейших писем к С. Бертолини, письма к А. Сеше, Э. Вольф, превосходно прокомментированные Р. Шевалем; «Мемуары» писателя), а также публикуемая журналом «Europe» переписка Ж. -Р. Блока с Р. Мартен дю Гаром. Это документы, неоценимые по глубине содержащихся в них оценок литературных явлений, по точности характеристики многих современных событий. Читатель как бы проникает в творческую лабораторию, в круг размышлений писателей, оставивших неизгладимый след в истории французской литературы. Остается лишь пожалеть, что до сих пор ни одна из этих публикаций не встретила у нас должного отклика.

В конце 1964 года вышел очередной, пятнадцатый том «Тетрадей Ромена Роллана» 2. «Тетрадь» содержит переписку Ж. -Р. Блока и Р. Роллана, которая охватывает период с июня 1910 года по ноябрь 1918 года3. Диалог писателей приобретает особое значение, если мы вспомним, что в 1910 – 1911 годах Роллан заканчивал многолетнюю работу над «Жаном-Кристофом», а Ж. -Р. Блок приступил к изданию журнала «Effort», которому до ухода на фронт отдавал всю свою энергию писателя-бойца. Имя Роллана уже становилось известным далеко за пределами Франции. Блок после прохождения военной службы и нескольких лет занятий в Сорбонне преподавал в одном из провинциальных лицеев; литературная деятельность его только начиналась. Посылая Роллану первый номер «Effort», Блок обратился к нему за советом и поддержкой и засвидетельствовал благодарность за «нравственное освобождение», которое принес ему «Жан-Кристоф». Позже, когда между писателями установились тесные дружеские отношения, Блок мог с полным основанием сказать: «Без вас, без «Жана-Кристофа»»Effort» никогда не смог бы существовать, потому что никогда я не узнал бы того, что мне дал Кристоф». На первое же письмо Блока Роллан откликнулся немедленно: он навсегда запомнил ответ великого Толстого безвестному французскому студенту.

В начинающем писателе Роллан увидел родственную душу; искания молодого Блока помогли ответить на вопросы, стоявшие тогда перед Ролланом: возможно ли обновление литературы и искусства во Франции? Какими путями пойдет французская молодежь в период широкого распространения националистической пропаганды и идей военного реванша?

В сознании большой части интеллигенции проблема молодежи в предвоенной Франции стала одновременно проблемой будущего всей страны. В первую очередь к ней был обращен ряд националистических романов М. Барреса. В 1910 году Ш. Пеги опубликовал обширную статью-памфлет «Наша молодежь», в которой сурово осудил состояние умов молодого поколения. На следующий год А. Массис и А. де Тард, писавшие под псевдонимом Агатон, выступили от лица шовинистически настроенной молодежи с серией нашумевших статей.

  1. Вот, кстати, один из примеров допускаемых неточностей: вопреки утверждениям «Краткой литературной энциклопедии», эти писатели обосновались не в заброшенном аббатстве, а в доме, принадлежащем частному лицу, и к группе «Аббатство» Ж. Ромен не примыкал.[]
  2. «Cahiers Romain Rolland. Deux hommes se rencontrent», A. Michel, P. 1964.[]
  3. Часть переписки, относящейся ко времени войны, ранее была опубликована в журнале «Europe» в 1953 – 1954 годах.[]

Цитировать

Балахонов, В. Начало пути / В. Балахонов // Вопросы литературы. - 1966 - №1. - C. 159-165
Копировать