№6, 1969/Советское наследие

На всех языках

Обозреть Лениниану – дело грандиозное и недоступное одному человеку. Речь может идти лишь о том, чтобы из океана произведений, созданных очень многими писателями и почти во всех возможных жанрах, взять лишь каплю, чтобы исследовать ее «состав». Нужно поразмыслить над «плюсами» и «минусами» в разработке ленинской темы, поддержать плодотворные тенденции, предостеречь авторов, берущихся за столь ответственную задачу, от поверхностного подхода: ведь образ Ленина все больше привлекает внимание писателей, воссоздать этот образ средствами искусства – задача особо ответственная.

Мне кажется, можно наметить четыре основных этапа, когда писатели наиболее интенсивно обращались к образу Ленина, хотя тема эта всегда оставалась одной из главных в советской литературе: стремление воплотить образ Ленина всегда имело большой социальный смысл, определенную политическую окраску, помогало и писателю и литературе в постижении сути революции, коренных перемен в жизни, утверждению литературы на позициях социалистического реализма.

Широкое обращение писателей к образу Ленина, так называемый «первый период», можно датировать годом смерти вождя. Подобно массовому приходу в партию советских людей, стремившихся восполнить в какой-то мере тяжесть утраты, и литература, помимо выражения скорби, с новой силой утверждала свою принадлежность и приверженность революции.

Многие стихи, написанные в то время, и поныне не утратили своего идейно-художественного звучания, потому что были предельно искренни, продиктованы глубокими чувствами, несли глубокую обобщающую мысль. В Азербайджане одно из первых произведений о Ленине появилось буквально на второй день после смерти вождя – 22 января 1924 года, – это было стихотворение известного писателя М. Ордубады «Ленину»; в Грузии – стихотворение Паоло Яшвили «На смерть Ленина».

Именно в это время родились такие эпохальные произведения, как поэма о Ленине Маяковского, как «Баллада о Владимире Ильиче, мужике и паре сапог» и «Ленин и Али» Чаренца или поэма выдающегося татарского поэта Хади Такташа «Века и минуты», в которой развернута широкая панорама мира в дни, когда умер Ленин – человек, «которого века породили». Хади Такташу, прожившему тридцать лет, было двадцать три года, когда он создал свою поэму, но и сегодня, читая ее, поражаешься, как остро чувствовал поэт проблемы, волнующие мир, как напряженно жил интересами своего сложного и бурного времени.

Для Егише Чаренца ленинская тема означала постижение смысла революции, органическое слияние своей личности, своего поэтического «я» с революционной новью. Недаром, отвечая своим противникам, в 1929 году поэт писал: «И с Лениным меня не разлучить, как с лирою расстаться не заставить». Образ Ленина для Чаренца – «не литавры марша, не плакат», а «построенье темы новой», «как начало жизни, как поэма, созиданья первые слова…». В 20-е годы были написаны и такие замечательные произведения, как очерк Горького о Ленине, Наримана Нариманова «Ленин и Восток».

Примечательно, что каждый раз обращение к образу Ленина имеет конкретно-историческую предпосылку, – жизнь ставит перед обществом те или иные задачи, и для решения их возникает потребность посоветоваться с Лениным, найти ответы на сложные вопросы, осмыслить новые проблемы (исторические, морально-этические, социально-философские).

В 30-х годах в таких произведениях, как фильмы «Ленин в Октябре», «Ленин в 1918 году», пьеса «Человек с ружьем», началось постижение всей многогранности живого человеческого характера Ленина, богатства его внутреннего мира. Зрителю подчас казалось, что ленты эти документальны. И если, скажем, в Азербайджане появление на экране Ленина встречалось аплодисментами, это свидетельствовало не столько о наивности зрителей, сколько о том, что они выражали радость встречи с Лениным.

Эти произведения также ставили и разрешали острые для своего времени проблемы, были злободневны: они воспитывали чувство революционного патриотизма, верность ленинским традициям. Вместе с тем в ряде произведений о Ленине 30-х годов были ощутимы тенденции антиисторические, обусловленные влиянием культа личности.

С образом Ленина в литературах народов СССР часто связываются коренные перемены не только в судьбе героя, но и в жизни целого края. При этом не обязательно, чтобы Ленин действительно был в этом краю или герой произведения с ним встречался. Авторы показывают значение ленинских идей для пробуждения и просветления душ ранее забитых и темных людей, видят Ленина в грандиозных свершениях, социалистических преобразованиях. К числу таких произведений можно отнести поэму Самеда Вургуна «Басти». В судьбе Басти – женщины Востока, освобожденной от оков рабства, ставшей известной далеко за пределами своего края, – поэт видит символ свободы всего народа, свободы, которую принес им Ленин:

Цитировать

Гусейнов, Ч. На всех языках / Ч. Гусейнов // Вопросы литературы. - 1969 - №6. - C. 29-33
Копировать