№6, 1964/Зарубежная литература и искусство

На пути становления

В последнее время на Цейлоне наблюдается не совсем обычное явление: специальные, казалось бы, вопросы литературной критики – например, развитие различных литературных жанров, проблема соотношения современности и традиций в них – становятся предметом горячих споров на собраниях политических партий и массовых организаций, вызывают оживленные дискуссии на страницах газет и журналов.

В качестве примера можно привести Конференцию сингальских и тамильских писателей, состоявшуюся осенью прошлого года в Канди. Речь на ней шла о главном, принципиальном вопросе: какой должна быть сегодняшняя цейлонская литература. Весьма показательно, что в обсуждении, помимо самих мастеров слова, активное участие приняли местные крестьяне, ремесленники, рабочие. Причем все они были единодушны в одном: «Как по форме, так и по содержанию литература должна быть обращена к народу, должна выражать чаяния и стремления простых людей страны». «Характерно, – пишет по этому поводу прогрессивный еженедельник «Трибюн» 1, издающийся в Коломбо, – что в то время, когда самозванные литературные гиганты в сугубо интеллектуальных и не менее дилетантских кругах Коломбо готовы буквально перегрызть друг другу горло, споря о том, что´ правильно и что´ неправильно в литературе, подобный призыв раздался из самой гущи народа, от простых крестьян из округа Канди».

Такое, на первый взгляд, странное широкое увлечение литературой, сплошь и рядом переходящее в острейшую полемику, вполне закономерно. Некоторые западные критики видят причину этого явления в относительно высоком по сравнению с другими молодыми афро-азиатскими государствами уровне грамотности на Цейлоне (она достигает 65 процентов среди мужчин и 55 процентов среди женщин). На самом же деле это не что иное, как отражение в области культуры той социальной борьбы, которая идет в стране в настоящее время.

Политическая погода на Цейлоне сегодня далеко не тихая. В свое время борьба за политическую независимость объединяла все национальные силы, страдавшие от гнета иностранных колонизаторов. Теперь же, когда на очередь дня встала задача ликвидации остатков империализма и проведения всеобъемлющих демократических реформ, на первый план начинают выступать различия классовых интересов. Определенные круги встречают в штыки все то новое, что диктуется самим ходом исторического развития и таит в себе угрозу для их привилегированного положения. Это порождает противоречия и конфликты не только в экономике и политике, но и в области культуры.

Что же происходит сейчас в цейлонской литературе? В редакционных статьях «Писатели и национальное единство» и «Конференция в Канди», опубликованных на страницах общественно-политического еженедельника «Трибюн» 2, дается анализ расстановки сил на литературном фронте и их идейных позиций; журнал приходит к выводу, что современный этап развития литературы характеризуется прежде всего наличием двух противостоящих друг другу течений. С одной стороны – прогрессивные писатели, «в большинстве своем являющиеся выходцами из среды рабочих и представителей низших каст, которые упорно отстаивают свое место в обществе». На противоположном полюсе – аморфная коалиция весьма разнородных группировок. Псевдопандиты, например, ведут атаку на передовое искусство в основном с религиозных позиций. Руководствуясь буддистским правилом, которое запрещает «внимать речам, не содержащим морали, а также произносить их», они объявляют беллетристику «скопищем лжи». Отсюда их требование, кстати сказать, поддерживаемое и традиционалистами: изгнать из цейлонской литературы рассказы, повести и романы, которые, во-первых, якобы «чужды духу национальной культуры», а во-вторых, «ведут к падению нравов, ибо описывают низменность и грязь современного общества».

Пуристы, индивидуалисты и некоторые другие, входящие в эту же коалицию, обрушиваются на прогрессивную литературу с другой стороны. Их кредо можно выразить так:

  1. »Tribune» (Colombo), October 12, 1963. []
  2. »Tribune», July 20, October 12, 1963. []

Цитировать

Заварицкий, С. На пути становления / С. Заварицкий // Вопросы литературы. - 1964 - №6. - C. 92-94
Копировать