№12, 1973/Советское наследие

На новых рубежах

К числу характерных черт современного литературного процесса Монголии следует отнести творческий рост критики и литературоведения. Достаточно напомнить, что в начале 60-х годов критика лишь зарождалась, был издан первый небольшой сборник критических работ. Теперь положение резко изменилось. Только за последние шесть лет монгольскими литературоведами написано и издано более двадцати монографических работ. Заметим, что во многих из этих работ поднимаются очень сложные теоретические проблемы, такие, как становление метода социалистического реализма в монгольской литературе и искусстве, перспективы развития литературы, история монголо-советских литературных связей. Предметом специального исследования становятся отдельные периоды развития литературы, вопросы традиции и новаторства в прозе и поэзии. Монгольские литературоведы стремятся разобраться и в закономерностях развития жанров.

В прошлом году вышли две монографии1 одного из вдумчивых и серьезных критиков Монголии Д. Цэнда. Первая из них – «О мастерстве писателя» – рассматривает вопросы мастерства писателя и состоит в основном из эссе, рецензий и этюдов. Другая – «О современной монгольской лирической поэзии» – посвящена современной лирической поэзии, которую Д. Цэнд исследует с момента зарождения (1921) до начала 70-х годов. Задача, прямо скажем, трудная для одного исследователя, если учесть, какой огромный материал должен войти в поле его зрения. Однако ученый сумел раскрыть характерные черты лирической поэзии на разных этапах ее развития, показать основные направления и тенденции.

Монография как бы распадается на цикл миниатюрных монографий-глав. Первая глава посвящена революционным песням и агитационным стихам. Вторая – политической и гражданской лирике. В третьей главе речь идет о собственно лирике. Каждая глава имеет замкнутую композицию. Так, говоря о революционных песнях и агитационных стихах, автор в этой же главе подводит итог анализа этого жанра и намечает перспективы его развития. Так же он поступает и в других главах. Очевидно, автор намеренно избрал такую форму изложения – она позволяет сконцентрировать материал, а для манеры Д. Цэнда – критика вообще характерно стремление к конкретности.

Известно, что новая литература Монголии родилась в огне классовых битв; ее первым произведением была революционная песня «Шивэ Кяхта» (1921). Учитывая наличие специальных работ2, посвященных зарождению монгольской литературы, Д. Цэнд подробно не анализирует революционные песни. Он скорее обобщает наблюдения своих предшественников и пытается свести их к общему знаменателю. Особенности начального этапа развития монгольской литературы связаны с конкретными историческими условиями того времени. Революционная песня зародилась потому, что потребность в ней диктовалась самой жизнью; в настоящее время революционную песню можно с полным основанием воспринимать как исторический документ, памятник эпохи. В песнях воспевалась первая крупная победа народных сил в Алтанбулаге, ставшем колыбелью Народной революции. Содержание песни всегда было связано с конкретными событиями, она призывала народ шире включаться в справедливую борьбу. Форма ее была простой, доступной для народных масс. Параллелизмы, повторы и припевы способствовали хорошему запоминанию песни. В основе своей она продолжала традиции народной песни, наполняя ее новым содержанием.

  1. Д. Цэнд, Зохиолчийн уран чадварын асудалд, Улан-Батор, 1972, 150 стр.; его же, Монголын орчин уеийн уянгын яруу найраг (1921 – 1970), Улан-Батор. 1972. 282 стр.[]
  2. Г. Жамсранжав, Анхны алхам, Улан-Батор, 1967.[]

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №12, 1973

Цитировать

Бильдушкинов, В. На новых рубежах / В. Бильдушкинов // Вопросы литературы. - 1973 - №12. - C. 285-289
Копировать