На новом этапе
Последние два-три года в культурной жизни Финляндии наблюдаются новые явления, о чем все чаще пишет периодическая печать, – речь идет о резко усилившейся («политизации» культуры, о весьма энергичном вовлечении ее в орбиту общественно-политической борьбы.
Некоторые перемены в этом направлении происходили и прежде. О 60-х годах в финской критике принято писать как о десятилетии «ангажирования» литературы. Именно в этот период отмечался отход многих художников от формалистических исканий, указывалось на возрастающий интерес писателей к актуальным социальным проблемам, на частое появление остропублицистических книг, памфлетов, сборников политической лирики. В печати вспыхивали политически окрашенные споры о репертуарной линии театров, внимание газет различных направлений подолгу было приковано к конфликтным эпизодам текущей культурной жизни. Так, попытка отстранить от руководства телевизионным театром Тимо Бергхольма повлекла за собой политическую акцию со стороны финских рабочих: они заявили, что в случае, если такое решение будет принято, 50 тысяч человек объявят забастовку. И этот бой рабочие Финляндии выиграли.
Однако со стороны самой творческой интеллигенции проблема «ангажированности» искусства до недавнего времени еще не рассматривалась в конкретном общественно-политическом аспекте. Под «ангажированностью» понималось нечто не вполне определенное. Подразумевалось скорее моральное сочувствие писателя, но без намека на политическую солидарность, на организованные формы борьбы.
Однако по мере нового обострения классовой борьбы в Финляндии в конце 60-х – начале 70-х годов и в связи с необходимостью противодействовать наступлению реакционных сил, в том числе в области культуры, для прогрессивных ее деятелей стала особенно очевидной недостаточность прежнего понимания проблемы «ангажированности» искусства. Выразительно сказал об этом один из ораторов на учредительном собрании марксистского Союза работников культуры в августе 1972 года: «В 60-е годы у нас в стране были в широком обиходе выражения «участвующая культура», «участвующий театр», «участвующая литература» и т. д. Сегодня мы говорим о борющейся культуре, и говорим это потому, что прежняя «участвующая литература» была в последние годы вовлечена в борьбу – борьбу против реакции и капитализма».
В культурной жизни сегодняшней Финляндии новое заключается в том, что значительная часть творческой интеллигенции оказалась непосредственно вовлеченной в политические организации, в классовую борьбу. Новое и в том, что художественная интеллигенция сама объединяется в союзы, которые возникают уже не по цеховому, профессиональному принципу, а по принципу идейно-политическому. Эти новые объединения тяготеют к имеющимся в стране политическим партиям, существуют при них. Подобные творческие организации политического типа, объединяющие деятелей духовной культуры, уже действуют при рабочих партиях. Свои культурные объединения создали и некоторые буржуазные партии.
Как констатировал финский журнал «Taide» («Искусство», 1974, N 4), намечавшийся с некоторых пор процесс более четкой политико-организационной дифференциации деятелей культуры является свершившимся фактом, с которым придется отныне считаться. Автор статьи задается вопросом о возможных последствиях этого факта для искусства и творческой жизни. Одно из последствий, на которое он указывает прежде всего, – это обострение разногласий идейно-политического характера внутри традиционных творческих союзов. Разногласия касаются творческих и связанных с ними материальных вопросов (в Финляндии существует система пособий писателям и художникам, но они недостаточны). Искусство и литература нуждаются в средствах; художникам требуются поездки для продолжения образования, ателье, выставочные залы; писатели должны иметь возможность писать и издаваться.
Самой примечательной из новых культурных организаций в Финляндии на сегодня является Союз работников культуры марксистского направления (сокращенно КТЛ). Он возник в 1972 году, а с 1973 года издает свой журнал «Култтууривихкот» («Kulttuurivihkot» – «Тетради по вопросам культуры»). Союз объединяет писателей, художников, музыкантов, работников театра и кино, радио и телевидения. В настоящее время в нем более трехсот членов; его журнал достиг тиража 8 – 10 тысяч экземпляров. Для Финляндии это внушительные цифры (для сравнения упомянем, что тираж «Parnasso», единственного в стране литературного журнала, составляет что-то около пяти тысяч). Уже эти цифры свидетельствуют, что возникновение КТЛ и его журнала не является случайным. В сегодняшнем финском обществе в них есть реальная потребность.
На учредительном собрании и последующих съездах, в своем печатном органе КТЛ открыто заявляет, что свою деятельность он стремится осуществлять на марксистско-ленинской идейной основе, в тесном контакте с компартией Финляндии и революционным рабочим движением. Члены союза, – а среди них много творческой молодежи, – ставят перед собою цель овладеть научным мировоззрением передового класса, служить ему своим искусством в борьбе за демократию, мир и социализм, в борьбе против монополистического капитала и его пагубного влияния на культурную жизнь.
Надо сказать, что попытки установить контакты с рабочим движением предпринимались со стороны передовых деятелей финской культуры и прежде. Например, в 30-е годы, в период господства политической реакции и опасности установления фашистской диктатуры в Финляндии, зародилось прогрессивное общество «Кийла» («Клин»), существующее по настоящее время.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.