№9, 1958/Литературная карта

На берегах Енисея

…на Енисее… жизнь началась стоном, а кончится удалью, какая наv и во сне не снилась.

А. П. Чехов

1

Литературная жизнь в Красноярском крае началась с давних пор. Один из ее первых и очень ярких эпизодов – издание «Енисейского альманаха на 1828 год». Поэт Иван Матвеевич Петров, в 20-х годах прошлого века служивший в Красноярске, был душой и организатором этого первого в Сибири альманаха, вышедшего, в Москве, но собранного в Красноярске к двухсотлетию города.

«Приятно видеть, что и в отдаленной Сибири просвещенные любители словесности посвящают досуги свои занятиям литературным, – в таких словах «Московский, телеграф» Н. Полевого отозвался на выход альманаха. – Приветствуем Енисейский Альманах, как дорогого заезжего гостя, и рады извинить все его недостатки в уважение и дальней дороги, и того, что он первое литературное явление с берегов Енисея.

Радуемся, если Енисейский Альманах может доказать, что и Музы не чужды берегов Ангары и Енисея» 1.

Красноярские литераторы пытались организовать общество «Беседы о Енисейском крае». Николай I со свойственной ему самодержавной лаконичностью запретил» создание «Бесед»: «Я никакой пользы в сем обществе не вижу, и поэтому на оное не согласен. Будут другие способы надежнее и вернее для достижения истинной пользы» 2.

Так «мертвящее русское правительство», делавшее «все насилием, все палкой» – (Герцен), душило местную инициативу. Но не иссякали народные таланты. В песнях, стихах и легендах выражали сибиряки свои думы. С необычайной силой боль о судьбе родного края выразилась в знаменитой песне «Славное море, священный Байкал» – («Дума беглеца на Байкале»). Как это обычно бывает с народными песнями, мало кто знает, что автор этого стихотворения – Дмитрий Давыдов, родившийся в 1811 году в городе Ачинске, близ Красноярска. Человек широких интересов, Давыдов был краеведом и этнографом, историком и археологом, наконец, филологом – составителем» якутско-русского словаря3.

Таких людей в крае было много. Не о таких ли людях, как Николай Михайлович Мартьянов, основатель замечательного музея в Минусинске с богатейшей коллекцией экспонатов, как купец Юдин, страстный ценитель книги, собравший у себя в Красноярске знаменитую библиотеку редких изданий, – не о них ли и многих других энтузиастах говорил Добролюбов в статье о «Пермском сборнике»: «Подумаешь, право, что в России везде, кроме столиц, люди спят себе и рта открыть не умеют, двух мыслей не свяжут, особенно на бумаге. А между тем это вовсе неправда: в провинциях-то и живут люди рассуждающие, серьезно интересующиеся наукой и литературой, с любовью следящие за современным направлением мысли» 4.

В статье «Сведения о числе подписчиков на «Современник» в 1859 г. по губерниям и городам» Чернышевский отмечал: «Сравнительно с числом населения довольно много подписчиков и в Сибири. Например, в Енисейской губернии, имеющей почти Н. Г. Чернышевский, Полн. собр. соч., т. VII, М. 1950, стр. 427.столько же жителей, как и Олонецкая, подписчиков 38, вчетверо более…» 5. В Красноярском крае у «Современника» было по крайней мере двести – триста неравнодушных читателей-сибиряков!

Растут в крае города, прокладываются тропы и дороги в тайге, уже бороздит Енисей первый пароход, построенный механиком-самоучкой Худяковым. Появляются первые газеты. Уже дымят трубы многих фабрик. На берега Енисея пришел «чумазый». Купцы спаивали «инородцев», за бесценок скупая у них пушнину. Гибли, вымирали целые народы Сибири. «Тяжко, господа, находиться краю в таком состоянии!» – этой фразой заканчивается книга Владимира Передольского «По Енисею», вышедшая в Петербурге в 90-х годах6.

Русская литература вместе с народом болела за Сибирь, верила в ее будущее. Подвиг освоения Сибири несли на своих плечах и писатели. Под влиянием Короленко выросла большая группа писателей, посвятивших свое творчество Сибири. Среди них – Сергей Яковлевич Елпатьевский, писатель-народник, отбывавший в 80-х годах ссылку в Енисейске за пропагандистскую работу среди крестьян7.

В 90 – 900-х годах в Красноярске выходят поэтические сборники М. Глебова и Е. Флорианова8. Но, пожалуй, наиболее яркое и талантливое выражение в поэзии сибирская тема нашла у иркутянина Омулевского (И. В. Федорова). Поэт мечтал о том, чтобы на его родине, где «обычный звук был звук цепей», восторжествовала свобода, чтобы «фабрики, заводы и строенья разили глаз энергией труда». Многие стихи Омулевского посвящены Красноярскому краю. Цикл его сибирских стихов открывается стихотворением «На берегах Енисея», в котором поэт выразил свои самые задушевные мысли о Сибири.

Образ Сибири унес в своем сердце и Антон Павлович Чехов, оставивший изумительные страницы, посвященные Енисею, о котором он писал: «Не в обиду будь сказано ревнивым почитателям Волги, в своей жизни я не видел реки великолепнее Енисея… Я стоял и думал: какая полная, умная и смелая жизнь осветит со временем это берега!» 9.

Заря этой жизни уже занималась над Енисеем.

Через Сибирь прокладывается великая магистраль. В пролетариях депо, станций, железнодорожных мастерских революционное движение найдет себе вскоре-крепкую опору в Сибири.

На рубеже нового столетия в Красноярском крае жил Владимир Ильич Ленин.

Письма Ленина полны добрыми замечаниями о Сибири и ее природе. «Если я через три с хвостиком недели таким сибиряком стал, что из «России» к себе зову, то что же через три года будет?» – писал Ленин родным. Будто видишь знакомую ленинскую улыбку, когда читаешь полные теплого юмора строки: «Шу-шу-шу – село недурное… На горизонте Саянские горы или остроги их; некоторые совсем белые, и снег на них едва ли когда-либо стаивает. Значит, и по части художественности кое-что есть, и я недаром сочинял еще в Красноярске стихи: «В Шуше, у подножья Саяна…», но дальше первого стиха ничего, к сожалению, не сочинил!» 10.

По совету В. И. Ленина и по его указаниям в Красноярске организуется первый марксистский кружок, а в 1901 году в Красноярске уже работает социал-демократический комитет. В дни революции пятого года появились первые номера ныне орденоносной газеты «Красноярский рабочий».

В конце 1905 года власть в городе фактически принадлежит Советам. «Красноярская республика» героически защищается от карателей, и стены тогдашних железнодорожных мастерских поныне стоят, выщербленные пулями…

Среди участников «Красноярской республики» был писатель и этнограф Василий Иванович Анучин, уроженец Красноярского края. Он был знаком с Лениным и Горьким. Анучин и Ленин вместе занимались в юдинской библиотеке, и Ленин – часто беседовал с ним. Долгие годы продолжалась переписка Анучина с Горьким. Великий писатель ценил эрудицию Анучина, любил его за активный, жизнерадостный характер. Горькому нравились обработки Анучиным сибирских легенд, он хвалил его повесть «По горам и лесам», посвященную «маленьким искателям приключений в Сибири», которые в конце концов убедились, что сибирские горы и лес»»нисколько не хуже Африки и Америки» 11.

Горький предвидел, что Сибирь выдвинет незаурядных писателей: «Если Сибирь в науке дала Менделеева, а в живописи – Сурикова, то почему бы ей не дать такую же величину в литературе? Я думаю, что наш будущий крупный романист будет из сибиряков» 12.

2

И действительно, из Сибири в советскую литературу пришли многие крупные писатели: Всеволод Иванов, Вячеслав Шишков и целый ряд других.

Сибирская литературная жизнь после Октября раньше всего начала развиваться в Новосибирске и Иркутске. С 1922 года начал выходить журнал «Сибирские огни».

вокруг журнала сплотились наиболее активные творческие силы необъятного края.

Литературная жизнь в Красноярске набирает силы уже к концу 20-х – началу 30-х годов. В 1934 году был образован Красноярский край. Красноярск стал краевым центром. Промышленность и культура края быстро росли. Это были годы первых пятилеток, когда индустриальный Красноярск, не умещаясь на своем исконном левом берегу, перешел на правый, оттеснив луга и пастбища корпусами жилых домов и заводов. За Полярным кругом мужественные сибиряки строили Норильский металлургический комбинат.

В этой «буче, боевой, кипучей», формировались красноярские писатели. Они пришли в литературу от жизни, переполненные ее впечатлениями, обогащенные знанием действительности, которую они творили вместе с народом.

Нина Емельянова работала геологом, и десятки интереснейших встреч с людьми Заманщины помогли ей создать поэтичную книгу о людях Красноярского края.

Столяром-краснодеревцем был Сергей Сартаков. Будущий писатель работал и учился, служил в Красной Армии, потом стал бухгалтером крупного лесоэкспортного треста в Красноярске, и его нередко можно было видеть у сплавщиков в низовьях Енисея и Ангары.

Был рабочим, потом учительствовал Игнатий Рождественский. Поэта знают Пировск и Новоселово, Туруханск и Игарка. Ему благодарны сотни людей, с которыми он ныне встречается в самых различных уголках Сибири, куда ни занесет его боевое газетное дело, которое для Рождественского неотрывно от поэзии.

Землекопом, табельщиком, журналистом и всегда – охотником, влюбленным «в сибирскую тайгу, был Николай Устинович, познавший, прежде чем взяться за перо, плуг и лопату.

Колхозница и сказительница Екатерина Чичаева13; учитель и журналист ‘Казимир Лисовский (ныне живет в Новосибирске), собиратели фольклора Александр Гуревич и Мария Красноженова14, рабочий, потом торговый работник и фронтовик в годы войны Николай Волков, партийный советский работник, речник, ныне начальник Енисейского пароходства Иван Назаров – вот они, писатели, отдавшие немало своих сил подъему родного края15.

Они все могли бы сказать о себе словами поэта-красноярца Льва Черноморцева:

Кричали весенние ветры:

«Айда!

Покинь этот край забытый,

Веселые, южные есть города,

И молодость не губи ты…»

Но я не ушел.

Я трудился, мечтал,

Я шел по дороге неторной –

И думал:

«Сибирь – не случайный привал,

Здесь дедов и прадедов корни!»

Я верил:

За мною другие придут,

Упрямые, смелые люди.

Мы горы раскроем на приисках тут, –

Гудком глухомани разбудим!

И я до заветного часа дожил.

Крутую волну Енисея

Здесь под ноги мне пароход положил

За то, что я первый тропу проторил,

А первым всегда труднее16.

В 1927 году в газете «Красноярский рабочий» впервые выступил со стихами Игнатий Рождественский, в 1930 году напечатан первый рассказ Николая Устиновича, в 1934 году фельетоном в «Енисейской правде» начал литературную деятельность Сергей Сартаков, с 1933 года печатается Казимир Лисовский. Первая часть очерков Нины Емельяновой «Заманщина», положительно оцененных Горьким, появилась в 1931 году в «Сибирских огнях».

Так складывался коллектив красноярских литераторов17. В 1938 году выходит первый «Сборник начинающих писателей Красноярского края», а в 1940 – 1941 годах появляются две книги «Красноярского альманаха», выходит сборник «Енисей в стихах и легендах» (1940) с предисловием Г. Кублицкого, будущего автора краеведческих очерков «Енисей – река сибирская».

  1. »Московский телеграф», 1828, ч. 19, кн. 3, стр. 431 – 432. []
  2. Цит. по статье: Александр Гуревич, Первый сибирский альманах, «Енисей», 8, 1951, стр. 162.[]
  3. О Д. Давыдове см.: Д. П. Давыдов, Стихотворения. Вступит. статья, ред. и прим. Ф. Кудрявцева, Иркутск, 1937; Сибирская советская энциклопедия, Новосибирск, 1929, т. 1, стр. 763 – 764.[]
  4. А. Н. Добролюбов, Собр. соч. в 3-х томах, т. 2, М. 1952, стр. 631.[]
  5. []
  6. В. В. Передольский, По Енисею. Быт енисейских остяков. С рисунками по фотографиям автора, СПб, стр. 182.[]
  7. С. Я. Елпатьевский, В Сибири. Рассказы и очерки, Новосибирск, 1938.[]
  8. Е. Флорианов, Стихотворения, Красноярск, 1892; М. В. Глебов, Стихотворения, Красноярск, 1899; Модест Глебов, Из-под снега, Красноярск, 1901; его же, Сибирь. Стихотворения, Семипалатинск, 1904.[]
  9. А. П. Чехов, Собр. соч. в 12-ти томах, т. 10, стр. 35.[]
  10. В. И. Ленин, Письма к родным. 1894 – 1919, Партийное издательство, 1934, стр. 35, 40.[]
  11. «Родной Енисей», Красноярск, 1951, стр. 336. В этом сборнике помещены также некоторые легенды, обработанные В. Анучиным.[]
  12. М. Горький, Письма в Сибирь. 1903 – 1936, Красноярск, 1948, стр. 47.[]
  13. Екатерина Чичаева, Сказы и сказки. Записал и подготовил к печати А. Гуревич. Вступительная статья проф. В. М. Сидельникова, Красноярск, 1954; Е. Чичаева, Не забыть нам веки повеки, Плач-сказ по Тане-Зое Космодемьянской. Запись текста А. Гуревича. Предисловие Л. Т. Космодемьянской, Иркутск, 1943. См. также: В. Сидельников, Красноярская сказительница Е. И. Чичаева, «Енисей», 15, 1955, стр. 117 – 122.[]
  14. См. «Сказки Красноярского края» Сборник М. В. Красноженовой. Под общ. ред. М. К. Азадовского и Н. П. Андреева, Л. 1937.[]
  15. Биобиблиографические сведения о советских красноярских писателях см. в книгах: «Сибиряки», Литературно-художественный сборник, Красноярск, 1947; «Пропаганда произведений писателей Красноярского края», Сборник материалов, Краевая библиотека, Красноярск, 1954;»Писатели Сибири». Краткий библиографический указатель, Новосибирск, 1956; «Писатели советской Сибири», Критические очерки, выпуск второй, Иркутск, 1954; «Писатели-сибиряки», Литературно-критические очерки, выпуск первый, Новосибирск, 1956; «Поэзия Сибири», 1917 – 1957, Новосибирск, 1957; «Сибирские писатели за 30 лет», Библиографический указатель, Иркутск, 1949.[]
  16. «Поэзия Сибири. 1917 – 1957», Новосибирск, 1957, стр. 80.[]
  17. Невозможно исчерпать полностью весь круг вопросов, связанных с темой: писатели и Красноярский край. С Красноярским краем в той или иной степени связано творчество многих писателей: И. Авраменко, А. Гарри, Л. Гераскиной, П. Драверта, А. Кожевникова, Л. Кондырева, М. Никитина, А. Ольхона, Г. Пушкарева и других.

    Обзорную статью на эту тему написал Л. Борисов (Б. Беляев) – «Рожденная Октябрем», «Енисей», 20, 1957, стр. 279 – 288.[]

Цитировать

Лесневский, С. На берегах Енисея / С. Лесневский // Вопросы литературы. - 1958 - №9. - C. 213-229
Копировать