Н. Л. Вершинина. Нравоописание в русской прозе XIX – XX веков
В теории литературы о нравоописании как «жанровом содержании», противоположном «романическому» (с личностью в центре внимания), упорно говорила «школа» Г. Поспелова1, понимавшая его внеисторично и находившая, например, у Рабле, хотя такой описатель нравов и вместе с тем романист, как Бальзак, в предисловии к «Человеческой комедии» замечал, что его предшественники неизменно «забывали» показывать нравы современного им общества. Н. Вершинина, соглашаясь с теми литературоведами, которые «истоки нравоописательной словесности не без основания видят в сатирической литературе и журналистике Нового времени», сразу указывает: «Термин нравоописание крайне расплывчат — он, как правило, не отделен от понятия бытописание, смешивается (а не сополагается) с «натуральными» тенденциями, чрезмерно расширяется, применяясь к любым вариациям социально-общественной тематики…» (с. 3). Между тем у нравоописания есть «свои законы, лишь весьма относительно корректируемые жанровой спецификой…» (с. 6).
- См.: Поспелов Г. Н. Проблемы исторического развития литературы. М.: Просвещение, 1972; Чернец Л. В. Литературные жанры (проблемы типологии и поэтики). М.: МГУ, 1982. [↩]
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №4, 2010