№4, 2010/История русской литературы

«Мышление жанрами» в «Пиковой даме» Пушкина. Опыт реконструкции

Попытки литературоведов определить жанровые признаки «Пиковой дамы» дают весьма противоречивые результаты. Пушкинский шедевр называют по-разному:

повесть с элементами рассказа (М. Гершензон);

повесть с признаками сказки (Е. Полякова);

серия «анекдотов», «вложенных один в другой и до конца сохраняющих свою анекдотическую сущность» (Н. Меднис);

«петербургская повесть» (В. Ходасевич, Г. Макогоненко, Н. Петрунина);

фантастическая повесть (восходит к Д. Якубовичу, А. Слонимскому, а также Н. Измайлову, О. Муравьевой и др.); «и фантастическая, и не фантастическая повесть» (Г. Гуковский);

фантастическая новелла (Л. Сидяков);

«творение на грани классической новеллы и «маленькой повести»» (Н. Гей) и др.1.

Каждый исследователь предлагает свою систему доказательств, что обеспечивает достаточно высокую степень достоверности жанровых определений «Пиковой дамы» в различных работах. Но совокупность предложенных концепций рождает вопросы. И главный из них: не является ли «Пиковая дама» неким «полижанровым» образованием и, соответственно, специфической художественной целостностью с разновозможными принципами ее выстраивания? Тогда столь различные литературоведческие концепции будут лишь дополнять друг друга.

Об изначальной художественной установке на эксперимент с жанрами в «Пиковой даме» свидетельствует экспозиция. Она содержит сразу несколько весьма разнородных «жанровых ориентиров», изначально задавая «поле» тех проектов целого, от которых отталкивалось творческое сознание Пушкина.

Уже два эпиграфа, предваряющие повествование, формируют некие угадываемые «полюса» такого полижанрового пространства. Первый из них («Пиковая дама означает тайную недоброжелательность») формирует отношение к описываемым событиям как некоему подобию «новейшей гадательной книги». У нее, как у любой книги такого рода, двойной слой значений:

  1. Гершензон М. О. Мудрость Пушкина. Томск: Водолей, 1997. С. 84; Полякова Е. Реальность и фантастика «Пиковой дамы» // В мире Пушкина. Сб. статей. М.: Советский писатель, 1974. С. 407; Меднис Н. Тема безумия в произведениях второй болдинской осени (поэма «Медный всадник» и повесть «Пиковая дама») // Пушкинский сборник. М.: Три квадрата, 2005. С. 303; Ходасевич В. Ф. Петербургские повести // Ходасевич В. Ф. Статьи о русской поэзии. СПб.: Эпоха, 1922; Макогоненко Г. П. Творчество Пушкина в 1830-е годы (1833-1936). Л.: Художественная литература, 1982; Петрунина Н. Н. Проза Пушкина: Пути эволюции. Л.: Наука, 1987. С. 107; Якубович Д. П. О «Пиковой даме» // А. Пушкин, 1833 год. Л.: Пушкинское общество, 1936; Слонимский А. Л. О композиции «Пиковой дамы»// Пушкинский сборник. М. -Пт.: ГИХЛ, 1922; Измайлов Н. В. Фантастическая повесть // Русская повесть ХIХ века. Л.: Наука, 1973. С. 158; Муравьева О. С. «Пиковая дама» в исследованиях последнего десятилетия // Русская литература. 1977. № 3; Гуковский Г. А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. М.: Гослитиздат, 1957; Сидяков Л. С. «Пиковая дама», «Анджело» и «Медный всадник»: К характеристике художественных исканий Пушкина // Болдинские чтения, 1978. Горький: Волго-Вятское кн. изд., 1979; Гей Н. К. Проза Пушкина: Поэтика повествования. М.: Наука, 1989. С. 173. См. также: Янушкевич А. С. О своеобразии жанра «Пиковой дамы» А. С. Пушкина // Сборник трудов молодых ученых. Томск: Томский ун-т, 1971.[]

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №4, 2010

Цитировать

Синцов, Е.В. «Мышление жанрами» в «Пиковой даме» Пушкина. Опыт реконструкции / Е.В. Синцов // Вопросы литературы. - 2010 - №4. - C. 295-313
Копировать