Н. Д. Тамарченко. Теоретическая поэтика: Хрестоматия-практикум
Рецензируемый практикум пытается решить почтенную и благородную задачу: научить студентов-филологов осмысленно работать со справочной и научно-исследовательской литературой, критически оценивать и творчески использовать прочитанное. И раньше предпринимались попытки издания всевозможных хрестоматий научно-критических работ по разным дисциплинам филологического цикла, но толку от таких хрестоматий было мало. Все они, как правило, представляли собой обычный набор текстов, подобранных исключительно в соответствии с исследовательскими пристрастиями составителя, отпечатанных без комментариев или с минимальным справочным аппаратом об авторе той или иной статьи или монографии. Студент оставался один на один с научной концепцией, ее терминологическим, подчас сложным и запутанным языком, не отдавая себе отчета ни в научной школе, к которой относится тот или иной ученый, ни в специфике его методологии…
Главное преимущество данного пособия перед аналогичными образцами заключается в вариативной подаче материала всевозможных словарей, справочников и специальной литературы по проблемам теоретической поэтики, а следовательно, в возможности для вдумчивого студента осознанно сравнить разные точки зрения на одну и ту же проблему и выбрать для себя наиболее приемлемую. Впрочем, дело не только в счастливой возможности сравнивать и выбирать. Вся система заданий и вопросов направлена в идеале на то, чтобы выработать у студента (опять-таки вдумчивого студента) понимание взаимодополнительности разных подходов, разных методологий. Такая «сверхзадача» прочитывается в вопросах, формулировка которых выполнена с установкой на разграничение терминологической синонимии («текст» и «произведение», «целостность» и «системность», «поэтичность» и «художественность» и т.п.), а также на выявление общности исследовательских предпосылок при различии в конечных выводах.
Я думаю, что в методических целях было бы полезно также акцентировать случаи, когда обнаруживается пересекающееся поле значений в дефинициях, отнесенных к разным разделам теоретической поэтики. Например, учение о «форме» произведения и учение А. А. Потебни об образе как «внутренней форме слова»; учение о «тексте» и представление о тексте как системе «знаков» в семиотике (отсюда характерные в современной научной литературе терминологические новообразования: «московский текст», «петербургский текст», «усадебный текст») и т.д. Такая тенденция прослеживается в учебном пособии, но она нуждается, на мой взгляд, в механизме специальных отсылок из одного раздела теоретической поэтики к другому, чтобы у студента выработалось представление о системной связи между различными разделами курса.
Отдельной строкой хотелось бы отметить стремление Н. Д. Тамарченко и его помощников познакомить студентов не только с отечественными образцами теоретической мысли, но и с зарубежными исследованиями. Выполнение этой задачи потребовало от составителя переводческих усилий, объектом которых стала справочно-словарная литература по теоретической поэтике на французском, английском, немецком и польском языках. По-русски эта литература, хотя бы и в отрывках, издается впервые. По этой причине, думается, «словарная» часть пособия будет интересна не только студентам, но и широкому кругу специалистов.
Советы, что включать, а что нет, в подобных случаях давать рискованно. И все же… Удивляет отсутствие в параграфе «Поэзия и проза» работы М. Л. Гаспарова «Русские стихи 1890-х – 1925-го годов в комментариях», где содержится целый раздел, посвященный анализу дифференциальных признаков прозы и стиха. Продуктивному осознанию идей лингвистической поэтики, на мой взгляд, способствовало бы включение в хрестоматию отрывков из статей Г. О. Винокура 1920-х годов («Чем должна быть научная поэтика», «Новая литература по поэтике», «Русская поэтика и ее достижения»), в которых принципы «поэтического языкознания» сформулированы подчас более декларативно, чем в работах В. М. Жирмунского и Р. О. Якобсона, написанных примерно в то же время.
В разделе «Художественная словесность и другие виды искусства» уделено внимание прежде всего структурным соотношениям между литературой и живописью (работы Г. Э. Лессинга и И. Г. Гердера). Между тем существует понятие «живописного стиля» в литературе, которое разрабатывалось в эстетике предромантизма (в России – прежде всего в прозе Н. М. Карамзина) и символизма.
В целом же, еще раз повторюсь: учебное пособие Н. Д. Тамарченко, несомненно, является ценным вкладом в практику вузовского преподавания теории литературы. Это оригинальный по замыслу и продуманный по форме воплощения труд. Хочется верить, что пособие будет востребовано в студенческой аудитории – то есть теми, для кого оно и написано.
С. САПОЖКОВ
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №1, 2006