№1, 2006/Книжный разворот

Н. Д. Тамарченко. Теоретическая поэтика: Хрестоматия-практикум

Рецензируемый практикум пытается решить почтенную и благородную задачу: научить студентов-филологов осмысленно работать со справочной и научно-исследовательской литературой, критически оценивать и творчески использовать прочитанное. И раньше предпринимались попытки издания всевозможных хрестоматий научно-критических работ по разным дисциплинам филологического цикла, но толку от таких хрестоматий было мало. Все они, как правило, представляли собой обычный набор текстов, подобранных исключительно в соответствии с исследовательскими пристрастиями составителя, отпечатанных без комментариев или с минимальным справочным аппаратом об авторе той или иной статьи или монографии. Студент оставался один на один с научной концепцией, ее терминологическим, подчас сложным и запутанным языком, не отдавая себе отчета ни в научной школе, к которой относится тот или иной ученый, ни в специфике его методологии…

Главное преимущество данного пособия перед аналогичными образцами заключается в вариативной подаче материала всевозможных словарей, справочников и специальной литературы по проблемам теоретической поэтики, а следовательно, в возможности для вдумчивого студента осознанно сравнить разные точки зрения на одну и ту же проблему и выбрать для себя наиболее приемлемую. Впрочем, дело не только в счастливой возможности сравнивать и выбирать. Вся система заданий и вопросов направлена в идеале на то, чтобы выработать у студента (опять-таки вдумчивого студента) понимание взаимодополнительности разных подходов, разных методологий. Такая «сверхзадача» прочитывается в вопросах, формулировка которых выполнена с установкой на разграничение терминологической синонимии («текст» и «произведение», «целостность» и «системность», «поэтичность» и «художественность» и т.п.), а также на выявление общности исследовательских предпосылок при различии в конечных выводах.

Я думаю, что в методических целях было бы полезно также акцентировать случаи, когда обнаруживается пересекающееся поле значений в дефинициях, отнесенных к разным разделам теоретической поэтики. Например, учение о «форме» произведения и учение А. А. Потебни об образе как «внутренней форме слова»; учение о «тексте» и представление о тексте как системе «знаков» в семиотике (отсюда характерные в современной научной литературе терминологические новообразования: «московский текст», «петербургский текст», «усадебный текст») и т.д. Такая тенденция прослеживается в учебном пособии, но она нуждается, на мой взгляд, в механизме специальных отсылок из одного раздела теоретической поэтики к другому, чтобы у студента выработалось представление о системной связи между различными разделами курса.

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №1, 2006

Цитировать

Сапожков, С.В. Н. Д. Тамарченко. Теоретическая поэтика: Хрестоматия-практикум / С.В. Сапожков // Вопросы литературы. - 2006 - №1. - C. 356-357
Копировать