№1, 2006/Век минувший

«Боря, Боря, мальчик мой любимый, единственный…» Письма Д. С. Мережковского Андрею Белому. Вступительная статья, публикация и комментарии А. Холикова

В своих отношениях Дмитрий Сергеевич Мережковский и Андрей Белый прошли все возможные стадии. От признания Белого в одном из посланий: «ия всю жизнь преданный и любящий Вас бесконечно«1 – до решительного и молчаливого разрыва, причем навсегда.

Первая встреча состоялась 6 декабря 1901 года в Москве, куда Д. С. Мережковский прибыл с лекцией о Толстом. Вскоре последовало и первое письмо. За подписью «Студент-естественник» Белый «сформулировал в тезисах свое «нет» Мережковскому»2. Завязалась переписка. Сперва с З. Н. Гиппиус, супругой «русского Лютера», а после и с ним самим3. Однако настоящее сближение произошло только в Петербурге, когда «соловьевец» переступил порог «Новой Церкви»:

«Меня встретила З. Н. Гиппиус возгласом:

– «Здравствуйте!»

– «Ну и выбрали день для приезда!»

И протянула свою надушенную ручку с подушек кушетки <…> Д. С. Мережковский, то показывающийся меж собравшихся, то исчезающий в свой кабинет, – не нарушал впечатления «атмосферы»; ее он подчеркивал: маленький, щупленький, как былиночка (сквознячок пробежит – унесет его), поражал он особою матовостью белого, зеленоватого иконописного лика, провалами щек, отененных огромнейшим носом и скулами, от которых сейчас же, стремительно вырывалась растительность; строгие, выпуклые, водянистые очи, прилизанные волосики лобика рисовали в нем постника, а темно-красные, чувственно вспухшие губы, посасывающие дорогую сигару, коричневый пиджачок, темно-синий, прекрасно повязанный галстух и ручки белейшие, протонченные (как у девочки), создавали опять-таки впечатление оранжереи, теплицы; оранжерейный, утонченный, маленький попик, воздвигший молеленку средь лорнеток, духов туберозы, гаванских сигар, – вот облик Д. С. того времени»4.

Увлеченный идеями Мережковских, Белый поселился у них дома.

С тех пор и вплоть до 1909 года петербургским адресом «арбатского святоши» будет Литейный, 24.

К началу 1906 года Мережковских ничто не удерживало в России. Один за другим потерпели крах их общественные проекты. Запрещение Религиозно-философских собраний привело к реорганизации «Нового пути», где, кстати, сотрудничал и Андрей Белый. После того как были подавлены декабрьские вооруженные восстания в Москве, Ростове-на-Дону, Новороссийске и других городах, Мережковские все меньше верили в успех революции. Внешние обстоятельства только ускорили давно запланированный отъезд. Еще в мае 1905 года Дмитрий Сергеевич писал Белому: «Вы нам очень нужны. Особенно – мне. Мы должны вместе готовиться к нашему удалению в «пустыню» – т.е. в Париж, куда и Вы потом приедете, думаю, первый из всех остальных»5.

Так и произошло. 25 февраля 1906 года Андрей Белый вместе с Бердяевым, Карташевым и сестрами Гиппиус провожает Мережковских в Париж: «Д. С. ехал в теплейшей, енотовой шубе, хотя разливала потоки весна (он боялся – простуды, заразы, пылинок: потом – революции)»6, – а уже в конце года житейские причины7 заставляют его самого принять приглашение и посетить французскую столицу. В Париже привязанность к Мережковским окрепла. Большую часть дня Белый проводил в их знаменитой квартире на 15 bisRue Theophile Gautier.

Уехав из России, Мережковские так и не достигли видимых результатов в общественной деятельности. Единственное, что удалось, – это издать сборник статей. В июле 1908 года они прекращают свое «паломничество» и возвращаются на родину. В августе к ним на дачу приезжает Андрей Белый, но в его отношениях с Мережковским нет прежней теплоты. Через полгода Дмитрий Сергеевич получит прощальное письмо из Москвы: «так мы – без ссоры разошлись»8. Конечно, они еще встретятся, но только как старые друзья, которые друзьями уже не были.

Зимой 1913 – 1914 годов Белый приедет в Россию для лекций Штейнера в Гельсингфорсе и навестит Мережковских. «Боря, – вспоминает Гиппиус, – и с виду был другой. Наша старая няня его не узнала: «А неужели это Борис Николаевич? Ни волос, ни зубов…» Он действительно потерял свой золотистый пух на голове, очень к нему в молодости шедший: точно юный желтенький цыпленок.

За столом вечером – бесконечные дифирамбы Штейнеру, споры с Д. С. Видели мы тогда впервые и жену Бугаева, которую он тоже посадил к Штейнеру и там бросил, когда, через два года, бросил, с проклятиями, и Штейнера»9.

Последнее свидание с Мережковскими состоится в тяжелые мартовские дни 1917 года. «А полки все идут, – записывает в дневник Гиппиус, – с громадными красными знаменами. Возвращаются одни – идут другие. Трогательно и… страшно, что они так неудержимо текут, чтобы продефилировать перед Думой. Точно получить ее санкцию. Этот акт «доверия» – громадный факт; плюс… а что тут страшного – я не знаю и молчу.

Боря смотрит в окна и кричит:

– Священный хоровод!»10

Не пройдет и года, как в том же дневнике, в графе «за упокой»11, появится имя Белого. «Для меня, для многих русских людей он как бы давно умер. Но это все равно.<…> Об Андрее Белом, специально, мне даже и охоты нет писать»12, – признается Гиппиус.

Разрыв с Мережковскими назревал давно. «Я, – сетовал Белый, – писатель, художник, для них безразличен был: нужен был лишний работник рабочего поля (вынашиватель совместной идеи), с которого Мережковский снимает плоды в своих грузных томах» 13– но, несмотря ни на что, признавал: «Мережковские были воистину мне своими родными. Я с грустью вспоминаю те года; и хочется все-таки через все им сказать:

– «Вам – спасибо, спасибо: за все!»»14

 

* * *

На сегодняшний день опубликовано только одно письмо Белого к Мережковскому15. Однако у нас есть воспоминания и литературно-критические статьи первого16. Что же касается второго, то он никогда не вел дневников, а на многочисленные просьбы написать автобиографию отвечал, что лучшей считает собственные произведения17. В Отделе рукописей Российской государственной библиотеки сохранилось 30 писем Мережковского18 к А. Белому (ОР РГБ. Ф. 25. Карт. 19. Ед. хр. 9). В настоящей публикации они впервые приводятся в полном объеме19.

 

* * *

Среди эпистолярного наследия Мережковского письма к Андрею Белому представляют, на наш взгляд, самый интересный материал для исследователя. История взаимоотношений обоих писателей стала неотъемлемой частью Серебряного века. За сюжетной линией «Белый – Мережковский» стоят события, задававшие ритм времени.

«Символисты, – писал В. Ходасевич, – не хотели отделять писателя от человека, литературную биографию от личной. Символизм не хотел быть только художественной школой, литературным течением. Все время он порывался стать жизненно-творческим методом, и в том была его глубочайшая, быть может, невоплотимая правда, но в постоянном стремлении к этой правде протекла, в сущности, вся его история»20. В связи с этим высказыванием справедливо вспомнить слова Г. Адамовича о том, что «без Мережковского русский модернизм мог бы оказаться декадентством в подлинном смысле слова»21. Это значит, что проповедник «нового религиозного сознания» не ограничивался метафизическими умопостроениями. Следуя символистскому принципу жизнетворчества, он стремился на практике соединить эрос, религию и общественность.

Мы знаем, что Дмитрий Сергеевич не стал гением, слившим жизнь и творчество воедино. Но его способность прельщать, заманивать нужных людей в собственные сети была поистине гениальной. Это был настоящий политик от литературы, ловец человеческих душ. «У Мережковских, – вспоминает В. А. Злобин, – была привычка «спасать» своих друзей (от гибели духовной, конечно). «Спасали» Мережковские даже в том случае, когда «погибающий» вовсе этого не желал, будучи убеждены, что делают доброе дело»22.

К судьбе Белого супруги не могли отнестись равнодушно. В то время как Гиппиус занималась Философовым, Мережковский строил планы по приручению Белого. Интерес к юному дарованию из Москвы объясняется просто. «В 1904 году, – вспоминает Ходасевич, – Андрей Белый был еще очень молод, золотокудр, голубоглаз и в высшей степени обаятелен. Газетная подворотня гоготала над его стихами и прозой, поражавшими новизной, дерзостью, иногда – проблесками истинной гениальности. Другое дело – как и почему его гений впоследствии был загублен. Тогда этого несчастия еще не предвидели.

Им восхищались. В его присутствии все словно мгновенно менялось, смещалось или озарялось его светом. И он в самом деле был светел. Кажется, все, даже те, кто ему завидовал, были немножко в него влюблены»23. Однако не так-то просто было завербовать юного гения.

С одной стороны, Белого влечет к Мережковскому. «Если я так долго остался в Петербурге, – читаем в одном из его посланий, – то только потому, что ужасно мне было хорошо – жить у Мережковских <…> я ужасно как привязался к Дм<итрию> Серг<еевичу> и Зинаиде Ник<олаевне>…»24 Но в то же время чувствуется изначальная напряженность. «У нас с Мережковскими, – признавался Белый Э. К. Метнеру, – свои личные, усложнившиеся до nec plus ultra, отношения <…> Мережковские понимают меня совсем превратно. Вообще я чувствую ужасное одиночество среди лиц, которые меня окружают и с которыми volens nolens приходится иметь дело: все эти Брюсовы, Бальмонты, Соколовы, Мережковские и т.д.»25.

Хорошо известны двойственность Белого, его переменчивость, непостоянство. «Удивительное это было существо, Боря Бугаев! – вспоминает Зинаида Гиппиус. – Вечное «игранье мальчика», скошенные глаза, танцующая походка, бурный водопад слов, на все «да-да-да», но вечное вранье и постоянная измена. Очень при этом симпатичен и мил. Надо было только знать его природу, ничему в нем не удивляться и ничем не возмущаться. Прибавлю, чтобы дорисовать его, что он обладал громадной эрудицией, которой пользовался довольно нелепо. Слово «талант» к нему как-то мало приложимо. Но в неимоверной куче его бесконечных писаний есть, кое-где, проблески гениальности»26.»Он действительно был очень сложен в своих проявлениях, – подтверждает Клавдия Бугаева. – Но как же могло быть иначе? Как мог он сразу открыть свою правду? Жизнь сознания в нем, его самосознание было так многообразно построено, так многосоставно. Сколько сфер, зон, пластов и потоков в нем всегда пересекались! Как бурно двигалась и неслась эта певучая ткань, образуя мгновенные смены «переложений и сочетаний», – то, что Б. Н. называл в знаках алгебры abc, cba, bac и т.д. Это можно было бы уловить и передать лишь в формах музыки. И он, действительно, был как живая симфония. Как в симфонии, светлый мажор в нем сочетался с трагическим скорбным минором; стремительность бешеной фуги сменялась высоким покоем хорала»27.

Рациональнейший Мережковский понимал, что завербовать Белого

можно только в парном «танце», в «игре». «Будем только играть, – пишет он, – ведь Вы наверное не разлюбили играть…»28 Конечно же, нет. Напротив, судя по письмам, Белый сам заигрывал с Мережковским. Иначе как объяснить слова последнего: «То, что Вы пишете в «Весах», не смущает меня: я знаю, что все это «маска», и пока Вам среди тех людей, с которыми Вы живете, трудно ее снять. Но придет час, когда Вы ее снимете, или она сама спадет с Вас. Как хотелось бы, чтобы этот час пришел скорее, скорее!»29

Мережковский был убежден, что «весовская» атмосфера действует на юношу разлагающе. Москвичи казались ему слишком отвлеченными, фривольными, «декадентскими». «Вообще, – пишет он Белому, – в последнее время мы все больше чувствуем, что совершается разделение, меч ложится между нами и «декадентством»»30.

Как известно, русский символизм слагался из двух течений – друг другу параллельных, но часто пересекавшихся. Начало первого было положено в Петербурге, второго (которое Мережковский называет «декадентским») – в Москве. «Впрочем, – утверждает Н. Берберова, – следует признать, что полного взаимопонимания так и не получилось. Прежде всего потому, что ни одна из двух групп еще не выработала ни лозунгов предстоящей борьбы, ни задач, которые ей предстояло решить <…> Объединение москвичей и петербуржцев – скорее тактическое, чем идейное; они не были связаны никаким договором. Впоследствии обеим группам предстояло прожить свой век в литературе, постоянно узнавая друг друга, равно как и самих себя. И, несмотря на вечно сохранявшееся взаимное притяжение, они неизменно стремились к разрыву, то и дело переходя от любви к ненависти, сражаясь друг с другом внутри самого союза, который так никогда и не был расторгнут.

Борьба нередко придает нам «сходство наоборот» с нашими противниками. Зачастую, поступаясь истиной, мы противопоставляем их ошибкам нечто прямо противоположное, настолько, что лишь порождаем новые заблуждения: пусть даже обратные тем, которые стремимся преодолеть, но тем не менее заблуждения»31. Находясь в самой гуще борьбы этих двух символизмов, Белый был едва ли не главным трофеем. Но зачем он понадобился Мережковскому?

Безусловно, Борис Николаевич Бугаев прав, когда говорит о том, что Мережковскому «нужен был лишний работник рабочего поля (вынашиватель совместной идеи)». Завербовать Белого как автора (писателя и критика) – одна из первейших задач. «Большая просьба, – пишет ему Мережковский; – пришлите что-нибудь для «Нового Пути» для февраля. Нельзя ли полемическое, вроде статьи о Бальмонте – в «Мире Искусства»? Борьба с хамством? Или другое – что хотите.

Пожалуйста, голубчик, поддержите нас! М<ожет> б<ыть> – завели бы правильный отдел – корреспонденции из Москвы. Ждем с нетерпением»32. Надежды Мережковского не оправдались. За все время существования журнала Белый напечатал в нем только две статьи: «О целесообразности» («Новый путь», 1904, N 9) и «О теургии» («Новый путь», 1903, N 9). В письме к Брюсову Белый признавался, что когда он писал для «Нового пути», то «находился в положении гимназиста, пишущего сочинение»33. Давало о себе знать и «сектантское властолюбие»34 Мережковских. Это видно из писем.

Сперва все идет хорошо. Зазывая Белого в «Новый путь», Мережковский готов простить ему даже участие в «декадентских»»Весах». Но после известных статей Белого о Достоевском35 тон петербургского «учителя» резко меняется. «Уничтожая его (Достоевского. – А. Х.), – пишет Мережковский, – Вы уничтожаете нас. Отрекаясь всенародно от него, Вы от нас отрекаетесь. Но если бы нужно было выбрать (не дай Бог, чтобы предстоял этот выбор!) между Д<остоевским> и Вами, мы все остались бы с Д<остоевским>. Он – один из нас. Он живой член живой Церкви. Отлучив его, Вы нас отлучаете от Христа»36. Что же в этих статьях о Достоевском могло вызвать столь бурную реакцию Мережковского? «У Достоевского, – писал Белый, – не было слуха. Вечно он детонировал в самом главном. В самом главном у него одни надрывы<…> Напрасно подходят к нему с формулами самой сложной гармонии, чтобы прилично объяснить его крикливый, болезненный голос. Нет мужества признать, что он всю жизнь брал фальшивые ноты»37. Казалось бы, ничего страшного Белый не сделал. Он просто высказал свою точку зрения, но Мережковский усмотрел в этом обычном литературном деле факт предательства, отступничества от Новой Церкви. Позднее А. Белый вспоминал, что во всем тоне его заметки «откладывалось назревающее разочарование в «религиозных путях» Мережковских, которых любил, как людей, но которых ценил <…> все менее, как искателей жизни; такого деления не допускали они»38.

Как «мудрый учитель» Мережковский готов был простить свое «неразумное дитя»: «Боря милый, мальчик мой бедненький, не думайте, что мы Вас покинули. Мы твердо верим, что Вы ушли от нас только на время и что Вы все-таки любите нас так же, как мы Вас любим, а сила любви все покроет, все преодолеет. Но так же, как Вы что-то всенародно сделали, чтобы уйти от нас, так Вам нужно что-то всенародно сделать, чтобы снова прийти к нам. Что именно нужно сделать, это Вы сами сознаете, когда сознаете то, что сделали»36. Получив письмо Мережковского, Белый написал в «Золотом руне»»покаянную». «Достоевский, – признавал он, – один из глубочайших писателей русских. Ему мы обязаны целым рядом вопросов, вошедших в плоть и кровь нашей жизни. Его вопросы – наши вопросы. Его болезни – наши болезни»39.

В феврале 1906 года Белый приезжает в Петербург: «Встретился я с Мережковскими: произошло объяснение; приводили к присяге меня: укоряли, стыдили, – простили; и мы – обнялись»40. Как видим, политика Мережковского имела успех. Впрочем, это была лишь игра.

Белый нужен был Мережковскому не только как автор, но и как новый член «религиозной коммуны». «Как давно, как мучительно хочется быть с Вами, – писал Мережковский, – не только внутренне, но и внешне. Молиться с Вами! Несколько лет назад Вы говорили, что еще рано для Вас, не настало время. Ну, а как теперь? Все еще не настало? Вы нам нужны не только для нас самих, но и для тех, кто уже с нами, потому что круг наш расширяется. И все мы ждем и верим, что Вы придете»41.

Увлеченный идеями богоискателей, Белый часами просиживал за разговорами у Мережковских. «Они приняли меня на свои тайные моления, – вспоминает он, – их малая община имела свои молитвы, общие; было 2 чина; 1-ых: чин ежедневной вечерней молитвы; и 2-х: чин служб: этот чин свершался приблизительно раз в 2 недели, по «четвергам»; во время этого чина совершалась трапеза за столом, на котором были поставлены плоды и вино; горели светильники; на Мережковском и Философове были одеты широкие, пурпурные ленты, напоминающие епитрахили. В числе участников «четвергов» в это время были: Мережковский, Гиппиус, Философов, Карташев, я, Татьяна Николаевна Гиппиус, Наталья Николаевна Гиппиус; вот и все: Мережковские одно время надеялись ввести в чин свой Бердяева и Волжского; но те скоро отошли от них»42.

Через посредничество Белого Мережковский вербовал новых членов своей «церкви». «Бываете ли Вы у Бари? – спрашивает он. – Очень прошу, не забывайте ее. Она, кажется, увлеклась Селивачевой, – а это для нее может быть опасным <…> Бари – прелестная, вся насквозь подлинная, драгоценная – и мне ее не хотелось бы потерять. А для нее мистицизм («мистика – вместо религии») опаснее, чем для кого-либо.

Охраните ее, остерегите – это Вы можете. Она Вам, да и нам все потом отблагодарит»43.

Однако, Бари – не самая значительная фигура в раскладе Мережковского. Как видно из писем, Дмитрий Сергеевич рассчитывал сыграть не последнюю роль в «треугольнике» Белый-Блок-Менделеева. «От Любовь Дмитриевны, – пишет он, – мы получили прекрасное письмо. Я знаю несомненно, что она будет с нами – и скоро. Я ее очень и как-то сразу полюбил. Не только через Вас, но и непосредственно, для себя.

Она в высшей степени, м<ожет> б<ыть> даже слишком, женщина – т.е. безвластная над собою, сама себя не знающая стихия – гармония, еще не окончательно, потому что несознательно, восторжествовавшая над хаосом: но это-то мне и нравится в ней. У нас у всех вообще подлинной победы над хаосом, подлинной гармонии, хотя бы даже и бессознательной, слишком мало. Она может внести в наш круг новую огромную силу»44.

Как известно, в августе 1906 года произошло объяснение между А. Белым и Л. Д. Блок. Сохранилась запись М. А. Бекетовой от 7 числа: «Завтра Сашура едет с Любой в Москву по делам своей книги, но, главное, объясниться с Борей. Дела дошли до того, что этот несчастный, потеряв всякую меру и смысл, пишет Любе вороха писем и грозит каким-то мщением, если она не позволит ему жить в Петербурге <…> Люба в восторге от интересного приключения, ни малейшей жалости к Боре нет»45. Судя по недавно опубликованным письмам Т. Н. Гиппиус к Мережковским и Философову, Дмитрий Сергеевич не мог не знать о произошедшем объяснении46. Однако он предпочитает услышать исповедь от самого Белого: «Боря, милый мой, бедненький, напишите подробно и точно и, по возможности, конкретно, что именно за это время с Вами случилось, и какие именно сомнения у Вас, и откуда они явились – все напишите откровенно и резко, безжалостно к нам и к себе, не бойтесь никакой самой, по-видимому, отчаянной и горькой правды. Знаю, как трудно, почти невозможно о таких вещах писать в письмах, но попробуйте, – ведь мы и по намекам поймем»47. Но Белый молчит. «Вы все-таки не написали мне о реальной житейской причине Ваших страданий. Я ведь так ничего и не знаю о ней до сих пор»48, – настаивает Мережковский и получает уклончивый ответ: «Вы пишете, что я не сообщил Вам о реальной житейской причине моей боли. Но моя боль создалась не только под влиянием житейских отношений. Она – вывод из всех моих прегрешений, частью вольных, частью невольных. Она создала ту сложность и кошмарность, в которой я беспомощно барахтался последние годы»15. Вероятно, что в несохранившемся письме Белый все-таки рассказывает Мережковскому об истинной «житейской» причине своих страданий. Это следует из ответного ему послания: «То, что Вы пишете о Любе (Менделеевой. – А. Х.), кажется мне глубоко верным и вещим: да, именно через наше общение она только и может к Вам приблизиться. И я твердо надеюсь, что, рано или поздно, это так и будет. Я мало знаю Любу, но я чувствую, что есть в ней стихийно-сильный, глубокий, хотя еще очень еще бессознательный, не проснувшийся человек. Природа в ней крепкая и здравая, несмотря на страшную внешнюю исковерканность. Такая природа не может остаться навсегда в декадентстве: придет время – и она рванется к свету и свободе. И вот тогда-то, может быть, даст нам Бог достаточны силы, чтобы ей помочь»49. По воле судеб операция по «спасению» Менделеевой не состоялась.

Очередную надобность в Белом Мережковский ощутил во время первой русской революции. Как известно, с 1906 года Дмитрий Сергеевич находился в Париже, где сблизился с русскими эмигрантами-революционерами. «Мне казалось, – вспоминает писатель, – и теперь мне кажется, что это лучшие русские люди, каких я встречал за всю свою жизнь. Сближение наше произошло на почве не только общественной, но и религиозной. Здесь я увидел воочию, как бы осязал руками, связь русской революции с религией. В схождении с ними я пережил то, что потом часто высказывал, возможность новой религиозной общественности, глубочайшую связь русского освобождения с религиозными судьбами России»50. Парижские «субботники» Мережковских посещали видные члены из рядов партии социалистов-революционеров. Среди них – Борис Савинков, лидер «Боевой организации». Отношения с ним приобрели как политический, так и творческий оттенок. Савинков был не только женат на дочери известного писателя-народника Глеба Успенского, но и сам написал роман. Мережковские стали чуть ли не первыми слушателями и критиками знаменитой истории о террористе. «Заглавие, – вспоминает Гиппиус, – довольно нелепое, я ему переменила, назвав роман «Конь бледный» (с эпиграфом из Апокалипсиса), а псевдоним, тоже неинтересный, предложила заменить одним из своих, под которым недавно написала статью в «Полярной звезде»<…> Все это он с радостью принял. Роман мы увезли в Россию и напечатали его в «Русской мысли». Так родился писатель В. Ропшин… к радости многих злых критиков, но и к своей собственной, главным образом»51.

Не меньше, чем Мережковские, Белый был подвержен радикальным настроениям. «Я вне партий, – писал он А. М. Ремизову, – но если бы необходимость толкнула, конечно был бы с крайними. Я их так полюбил»52. Зная это, Мережковский решил использовать обаяние Белого, чтобы завязать полезные знакомства. Так, московский гость свел Мережковского с Жаном Жоресом – лидером социалистического движения Франции. По словам самого А. Белого, Мережковский, «сходяся с Жоресом, мечтал о совместном с ним митинге»:

«- «Вы, Боря, устройте; сведите с Жоресом».

Недели он три донимал; знал: не выйдет из этого толк; хоть бы строчку Жореса прочел Мережковский; я по Петербургу достаточно знал отношенье к рабочим писателя этого; сделку с Жоресом придумав, стал блузником он.

<…> так, дав силуэт Мережковского, я обратился уж прямо к Жоресу:

– «Мой друг, Мережковский, хотел бы, месье, с вами встретиться; есть у него к вам вопросы; он просит у вас разрешенья позавтракать с вами».

<…> с Мережковским охотно бы встретился он; но его не читал; он теперь им займется; и тут, записавши названье трилогии, фирму издателя, он оборвал разговор; с той поры о свиданьи – ни звука; прошло две недели; на все приставания Гиппиус – «Вы на Жореса давите» – ответил отказом, рискуя в опалу попасть.

Но однажды Жорес, собираясь уйти, – подошел: и, пропятив живот, бросив руку, пропел церемонно:

– «Так вот: я знакомился с произведениями Мережковского; вы передайте же вашим друзьям, что я очень охотно бы встретился с ними: так – завтра: в двенадцать часов».

Зная скверный обычай четы Мережковских опаздывать (Гиппиус ведь просыпалась не ранее часа), чету умолял я быть точной <…>

Появились.

<…> Жорес, прижав руки к груди, поклонился; увидевши рыжеволосую Гиппиус, в черном блестящем атласе, с лорнеточкой белой в руке, косолапо отвесил поклон; и теперь лишь предстал ему «кит» в виде маленькой хмурой фигурочки с иссиня-белым лицом и пустыми глазами навыкате; эта фигурочка силилась что-то извлечь из себя; Мережковский, великий писатель, нет, – что с ним случилося? Перепугался? Ни прежде, ни после не видел его в такой глупой позиции; хлопая глазом,  он силился что-то такое промямлить, как школьник, на стуле присев, и – выщипывал крошки: балдел <…>

Жорес только слушал да ел, занавесясь салфеткою, севши в нее, как в кусты, из которых с большим любопытством разглядывал трио, облизываясь и оглаживаясь; очевидно, – весьма забавляла: лорнеточка Гиппиус; на Мережковского он не глядел, чтоб не мучиться мукой писателя: этот писатель умел голосить и молчать; говорить не умел он…»5653

Любопытно, что З. Н. Гиппиус иначе вспоминает встречу, организованную Белым: «О Жоресе он нам постоянно твердил, рассказывал, что ведет с ним длинные разговоры, хотя и тогда, да и сейчас трудно себе представить, о чем мог «длинно» разговаривать Жорес с таким абсолютно ему чуждым существом, как Боря Бугаев. Наконец Боря объявил, что Жорес хочет будто бы с нами познакомиться, и просил нас прийти в его пансиончик в таком-то часу, сейчас после завтрака. Ф<илософов>, очень Жоресом интересовавшийся, тотчас же согласился. Д. С. тоже (мы знали Жореса только по его публичным выступлениям. Оратор он был, надо сказать, огненный).

И вот характерная черта Бори Бугаева – Андрея Белого: через долгие годы, в толстом томе своих «воспоминаний», он с мельчайшими подробностями описывает это наше, им устроенное свиданье с Жоресом, что сказал Д. С, как он Жоресу не понравился, что именно говорила я, как смотрела на Жореса в лорнет, в каком даже была платье… между тем меня в этот день в пансиончике – совсем и не было. Больная очередным бронхитом, я осталась дома, ходили только Д. С. и Ф. Что они потом мне рассказывали, – я хорошо не помню, но наверно не то, что так образно и подробно описал Боря через 25 лет, в течение которых мы с ним и не встречались»54.

Мы уже говорили об иррациональной природе двойственного поведения Белого, его переменчивости. С Мережковским дело обстояло иначе. Тут был расчет, политика двойных стандартов. С одной стороны – бескорыстная любовь: «Одно знайте: что бы Вы ни говорили и ни делали, мы всегда будем любить Вас по-прежнему и еще сильнее, чем прежде»5855, – а с другой – использование в своих интересах. Об этом свидетельствует не только случай с Жоресом, но и постоянные просьбы «похлопотать» перед московскими издателями: «Есть у меня к Вам одна просьба: я послал в «Русскую Мысль» статью о Серафиме. Боюсь, что ее не напечатают, если будет читать какой-нибудь человек, совсем чуждый религиозным вопросам. Вы, кажется, лично знаете С. А. Котляревского, который участвует в редакции «Р<усской> М<ысли>». Не сходите ли к нему и не попросите ли принять мою статью под свое покровительство <…> Если бы Котляревского не оказалось в Москве или же он по каким-либо причинам не будет  читать статьи, а будет какой-либо другой член редакции, то нельзя ли об этом узнать и сходить все-таки к этому лицу и похлопотать. Вы этим, Боря, оказали бы мне лично и нам всем очень большую услугу»56.

Двойственным было и отношение Мережковского к «декадентству». «Конечно, в нем, – писал он Белому, – более всего наш черт, наша пошлость, наш провал. И в Брюсове – нечистая сила (для нас, сам-то он для себя может быть и невинен). Я, впрочем, с Вами не согласен, что он «колдун». Колдуны владеют нечистою силою, а Б<рюсо>вым она владеет. Он скорее «бесноватый» – тихий бесноватый – самый ужасный. Да и все вообще современные декаденты – тихие или буйные бесноватые (современные «нигилисты». Ср. с «Бесами» Д<осто>евского).

И поняв это, Вы уже не вернетесь к декадентству: между ими и Вами, нами – Он»57.

В то же время, ругая москвичей, Мережковский не брезговал в трудные времена сотрудничать с ними. В послании к Брюсову он писал: «Чувствую, что Москва (литературная Москва. – А. Х.) ближе мне, чем Петербург, и радуюсь этому. Москва ближе к прошлому, а следовательно и к будущему, чем современный Петербург»58. После того как Мережковские лишились собственного журнала, Дмитрий Сергеевич даже сотрудничал с «Весами».

В этой постоянной двойственности и заключалась игра Мережковского. Словно в очередном романе, он подбирал людские образы к собственным схемам. От этого живые лица превращались в «кукол, разукрашенных археологической ветошью»59.

 

* * *

Поговорив о «сюжете» писем и стоящими за ним событиями, правомерно сказать и о том, как пишет Мережковский. Стилистика его посланий заслуживает отдельного рассмотрения.

Дмитрий Сергеевич напрасно сетовал на то, что не умеет слагать письма («это моя мука и проклятье»60, – утверждал он). Желание завербовать Белого выдает сама «эротичность» стиля Мережковского. Речь идет не столько о содержании писем, сколько об индивидуальной тактике обольщения.

Однако, принимая во внимание неповторимость авторского почерка, письма Мережковского все-таки ориентированы на известную эпистолярную традицию, начинателем которой по праву считается Гоголь.

 

Сравним два пассажа.

«Дай только бог, – пишет Гоголь Косяровскому, – чтобы исполнили вы нашу просьбу, меня все уверяет, что не оставите нас, что вы будете жить вместе с нами, что вы не оставите безутешную. Вы не забудете, извините, ежели смею сказать, свой долг (хотя мы вам одолжены всем) быть с теми, которые так любят и которые рады бы пожертвовать всем, чтобы возвратить к себе милого родственника. Дай бог вам возможного счастия и иногда, хотя редко, легкой памяти обо мне.

Прощайте, милый дяденька! Как бы мне хотелось еще раз обнять вас«61.

А вот что Мережковский пишет Белому: «Никогда не надо расставаться – надо всем жить вместе всегда – вот урок на будущее время. Но это пройдет наверное. Только приезжайте поскорее. Как бы мне хотелось сейчас обнять Вас и приласкать, и успокоить, убаюкать, мальчик мой милый, бедненький !» (или: «Все мы делим Вашу вину и несем ее так, как будто сами виноваты. И все готовы помочь Вам искупить ее и вернуться к нам. Ждем Вас, зовем, никогда не уйдем от Вас, только Вы от нас не yxodumeh62).

Мережковский заимствует едва ли не все гоголевские «ужимки», что выражается в использовании определенной лексики с уменьшительно-ласкательными суффиксами, а также серии повторов, намеков, недоговоренностей. Почти каждое письмо Мережковский заканчивает настойчивым приглашением в гости: «Только приезжайте поскорее. Как бы мне хотелось сейчас обнять Вас и приласкать, и успокоить, убаюкать, мальчик мой милый, бедненький!»30 А в заключение непременная «проповедь»: «Христос с Вами – хоть Вы против Него и «бунтуете», но Он все-таки с Вами и никогда Вас не покинет. И мы с Вами всегда. Приезжайте же непременно, а то я приеду к Вам»30. (Ср. с Гоголем: «Вы же любите меня во Христе, а потому и любовь ваша вечна, как самая жизнь во Христе. Но прощайте, моя добрая, до следующего письма! Мне чувствуется, что мы теперь чаще, нежели прежде, будем писать друг к другу»63.) Даже в том случае, когда Белый публично открещивается от Мережковских, Дмитрий Сергеевич, как колдун, продолжает свой заговор: «Боря милый, мальчик мой бедненький, не думайте, что мы Вас покинули. Мы твердо верим, что Вы ушли от нас только на время и что Вы все-таки любите нас так же, как мы Вас любим, а сила любви все покроет, все преодолеет»36.

И Гоголь, и Мережковский обожают всякого рода «приписочки» с

умалчиванием. «Хотел было, – начинает Николай Васильевич, – предложить два исторических вопроса, сильно меня занимавшие.

  1. См. письмо Белого к Мережковскому: Лавров А. В. Письма А. Белого и Валерия Брюсова в собрании Амхерстского центра русской культуры // Памятники культуры: Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология. М., 1998. С. 46.[]
  2. Андрей Белый. Начало века. Воспоминания. В 3 кн. Кн. 2. М.: Художественная литература, 1990. С. 204. Частично это письмо было опубликовано в журнале «Новый путь» (1903. N 1. С. 155 – 159).[]
  3. Первое из сохранившихся писем 3. Н. Гиппиус к Белому относится к 1902 году (ОР РГБ. Ф. 25. Карт. 14. Ед. хр. 6), а Д. С. Мережковского – к 1904 году (см. далее).[]
  4. Андрей Белый. О Блоке. М.: Автограф, 1997. С. 135 – 136.[]
  5. См. письмо N11.[]
  6. Андрей Белый. Указ. изд. С. 219.[]
  7. См. далее.[]
  8. Андрей Белый. Указ. изд. С. 344.[]
  9. Гиппиус З. Воспоминания. М.: Захаров, 2001. С. 377 – 378.[]
  10. Гиппиус З. Дневники. М.: Захаров, 2002. С. 77.[]
  11. Там же. С. 190.[]
  12. Там же. С. 13.[]
  13. Андрей Белый. Указ. изд. С. 159.[]
  14. Там же. С. 155.[]
  15. Лавров А. В. Письма А. Белого и Валерия Брюсова в собрании Амхерстского центра русской культуры. С. 46 – 47.[][]
  16. См.: Андрей Белый. Указ. изд.; или Андрей Белый. Луг зеленый. М., 1910; Арабески. М., 1911.[]
  17. См. его письмо М. Л. Гофману (ОР РГБ. Ф. 386. Карт, 94. Ед. хр. 46. Л. 1 – 2).[]
  18. Шесть из них написаны на почтовых открытках; два – рукой З. Н. Гиппиус.[]
  19. Ранее в качестве иллюстраций цитировались лишь отдельные фрагменты из этих писем. См.: Лавров А. В. Комментарии // Андрей Белый. Указ. изд.; Лавров А. В. Письма А. Белого и Валерия Брюсова в собрании Амхерстского центра русской культуры. С. 49 – 52; Лавров А. В. Достоевский в творческом сознании Андрея Белого (1900-е годы) // Андрей Белый: Проблемы творчества: Статьи, воспоминания, публикации. Сборник. М.: Советский писатель, 1988. С. 141[]
  20. Ходасевич В. Конец Ренаты // цит. по: Брюсов В. Огненный ангел. М.: Высшая школа, 1993. С. 365.[]
  21. Адамович Г. Одиночество и свобода. Нью-Йорк: Изд. им. Чехова, 1955. С. 46.[]
  22. Злобин В. А. Тяжелая душа. М.: НПО «Интелвак», 2004. С. 327.[]
  23. Ходасевич В. Указ. соч. С. 370.[]
  24. См. письмо А. Д. Бугаевой. Литературное наследство. Т. 92. Кн. 3. М.: Наука, 1982. С. 220.[]
  25. Там же. С. 200.[]
  26. Гиппиус З. Указ. изд. С. 347.[]
  27. Бугаева К. Воспоминания об Андрее Белом // Две любви, две судьбы: Воспоминания о Блоке и Белом. М.: XXI век – Согласие, 2000. С. 211 – 212.[]
  28. См. письмо Kg 12.[]
  29. См. письмо N 2.[]
  30. Там же.[][][]
  31. Берберова Н. Александр Блок и его время. М.: Независимая газета, 1999. С. 30 – 31.[]
  32. См. письмо N 6.[]
  33. Литературное наследство. Т. 85. М.: Наука, 1976. С. 369.[]
  34. Бердяев Н. Самопознание. Париж: YMKA press, 1949. С. 102.[]
  35. Ибсен и Достоевский («Весы». 1905. N 12); На перевале. <Рец. на кн.:> А. Л. Волынский. Достоевский. СПб., 1906; В. Розанов. Около церковных стен. Т. I. СПб., 1906 (там же. С. 68 – 71). См. 14 письмо.[]
  36. См. письмо N 14.[][][]
  37. »Весы». 1905. N 12. С. 47. []
  38. Андрей Белый. Указ. изд. С. 201.[]
  39. »Золотое руно». 1906. N 2. С. 89 – 90. []
  40. Андрей Белый. Указ. изд. С. 214.[]
  41. См. письмо N 1.[]
  42. Лавров А. В. Комментарии. С. 533.[]
  43. См. письмо N 16.[]
  44. См. там же.[]
  45. Литературное наследство. Т. 92. Кн. 3. С. 617 – 618.[]
  46. См.: Павлова М. История «новой» христианской любви. Эротический эксперимент Мережковских в свете «Главного»: Из «дневников» Т. Н. Гиппиус 1906 – 1908 годов // Эротизм без берегов: Сборник статей и материалов. М.: Новое литературное обозрение, 2004. С. 423.[]
  47. См. письмо N 18.[]
  48. См. письмо N 19.[]
  49. См. письмо N 25.[]
  50. РО ИРЛИ. N 24384. Цит. по: Соболев А. Л. Мережковские в Париже (1906 – 1908) // Лица. М. – СПб., 1992. Вып. 1. С. 353.[]
  51. Гиппиус З. Указ. изд. С. 356.[]
  52. ОР РНБ. Ф. 634. Ед. хр. 57. Цит. по: Лавров А. В. Достоевский в творческом сознании Андрея Белого (1900-е годы) // Андрей Белый: Проблемы творчества. С. 145.[]
  53. Белый А. Указ. изд. С. 146 – 148.[]
  54. Гиппиус З. Указ. изд. С. 347 – 348.[]
  55. См. письмо N 5.[]
  56. См. письмо N 12.[]
  57. См. письмо N 3.[]
  58. ОР РГБ. Ф. 386. Карт. 94. Ед. хр. 43. Л. Зоб.[]
  59. Андрей Белый. Мережковский // Цит. по: Д. С. Мережковский: pro et contra / Сост., вступ. ст., комментарии, библиография А. Н. Николюкина. СПб.: РХГИ, 2001. С. 263.[]
  60. См. письмо N 28[]
  61. Гоголь Н. В. Собр. соч. в 8 тт. Т. 8. М.: Правда, 1984. С. 28 – 29. Курсив наш. – А. Х.[]
  62. См. письмо N 12. Курсив наш. – А. Х.[]
  63. Гоголь Н. В. Указ. изд. Т. 8. С. 266.[]

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №1, 2006

Цитировать

Мережковский, Д. «Боря, Боря, мальчик мой любимый, единственный…» Письма Д. С. Мережковского Андрею Белому. Вступительная статья, публикация и комментарии А. Холикова / Д. Мережковский, А.А. Холиков // Вопросы литературы. - 2006 - №1. - C. 135-185
Копировать