№9, 1969/Обзоры и рецензии

Монография об Иване Котляревском

П. К. Волинський, Іван Котляревський. Життя і творчість (трете, доповнене і перероблене видання), «Дніпро», Київ, 1969, 268 стор.

Котляревский, 200 лет со дня рождения которого отмечает советская и мировая общественность, – эпохальное явление в истории украинской культуры. С полным основанием П. Волынский в статье «К новым исследованиям» («Радянське литературознавство», 1969, N 5), обозревая работы, посвященные Котляревскому, ставит вопрос: что предстоит сделать нашей науке, чтобы достойно оценить его вклад в духовную сокровищницу украинского народа?

Над проблемами биографии и творчества Котляревского успешно работали А. Белецкий, П. Волынский, Н. Гудзий, Е. Кирилюк, Е. Шаблиовский, А. Шамрай, И. Пильгук, Д. Чалый и другие ученые.

В преддверии юбилея увидели свет книги Н. Ткаченко и К. Ходосова «Іван Котляревський у школі>, П. Хропко «І огник, ним засвічений, не згас», новые материалы к биографии писателя опубликовал директор Музея B. Котляревского в Полтаве А. Залашко.

И все-таки нельзя не согласиться с П. Волынским, что научная биография отца новой украинской литературы и талантливейшего из предшественников Шевченко Котляревского не создана, что в ней еще немало белых пятен.

Написанная в обстоятельной, добротной манере, чуждая внешних эффектов и сенсаций, книга П. Волынского (она вышла сейчас третьим, дополненным и переработанным, изданием) подводит итоги сделанному, отмечает спорное, указывает на нерешенные вопросы. Три основные темы стоят в центре внимания исследователя, определяя композиционную структуру книги: жизнь, творчество, развитие традиций Котляревского в последующей украинской литературе. Исследовательский пафос книги продиктован стремлением ответить на вопрос: в чем причина бессмертия творений Котляревского? Почему читается его «Энеида», являющая сложный сплав традиционных и новаторских элементов, почему и по сей день ее сходят со сцены его пьесы, не чуждые сентиментальности и дидактизма? В книге настойчиво подчеркивается новаторство как доминанта, определяющая социальный и художественный смысл деятельности Котляревского – «борца против старого феодального мира», писателя, произведения которого «наполнены пафосом новой жизни, новых идеалов». Его стилевые, художественные поиски, новые принципы изображения действительности стали достоянием всех последующих поколений украинских писателей.

Ученый показывает Котляревского – сына эпохи, несущей отблеск идей просветительства, французской революции, вольтерьянства, человека, воспитанного в пору ломки старой схоластической школы на Украине, – в многообразных культурных и социально-политических связях с современниками.

В первой, «биографической», главе книги П. Волынский убедительно полемизирует со старыми биографами, вроде В. Савинова, которые ввели в научный обиход малодостоверные, полуанекдотические сведения о писателе. Так, он обращает внимание читателей на ряд несообразностей в такой соблазнительной биографической легенде, как приглашение Котляревского «за старшего» к задунайским казакам. В то же время автор книги щедр на гипотетические суждения там, где факты, даже при малой документированности, «работают» на логику характера Котляревского. Например, уход его «на кондиции» в то время, когда надо было ехать в столичную Александро-Невскую семинарию (честь, которой удостоивались немногие провинциальные бурсаки), мотивируется возможным стремлением уклониться от духовной карьеры.

П. Волынский вводит в монографию, в целом очень традиционную, академическую, много деталей с острым привкусом эпохи. К ним относится упоминание о найденном в бумагах Котляревского свидетельстве о дворянском происхождении, охранявшем, вероятно, домашнего учителя от возможности попасть в «ревизскую сказку», что было вполне в духе времени. Книга П. Волынского адресована не только специалисту, но и более широкому читателю, поэтому, думается, весьма полезной является тенденция автора проливать дополнительный свет на известные и даже «заштамповавшиеся» в читательском восприятии факты. Так, он обращает внимание на то, что первый издатель «Энеиды» Максим Парнура, самочинно осуществивший издание поэмы и посаженный в последующих изданиях ее автором в ад за забвение восьмой заповеди («чужим пустился промышлять»), руководствовался не корыстными, а скорее высокими соображениями. Исследователь вводит в научный обиход имя вероятного соиздателя Парпуры – И. Каменецкого.

Подробно освещена в книге деятельность Котляревского на театральном и служебном поприщах, которой он отдавался с увлечением. Исследователь отводит от него брошенные старыми биографами упреки в сервилизме, ибо деятельность Котляревского в служебной сфере была направлена на общественное благо. Вообще в книге не упрощается вопрос о сложности общественных и религиозных позиций Котляревского. Прогрессивность его убеждений объясняется в первую очередь тем, что одно время он был близок к «умнику и декабристу», правителю канцелярии князя Репнина и руководителю масонской ложи «Любовь к истине» М. Н. Новикову, которого бы ждала участь Пестеля, если бы он не умер незадолго до восстания декабристов.

Сопоставив ряд данных, автор стремится установить следы связей Котляревского с правым крылом декабристского «Союза благоденствия». Он отмечает и тот факт, что в литературном органе общества – «Соревнователе просвещения и благотворения» – были напечатаны два отрывка из «Энеиды», хотя в поле зрения литературоведов попал только один. Исследователь тщательно систематизировал факты, сближающие творчество Котляревского с эстетическими принципами декабристов, но все же «максималистским» представляется утверждение, что «из идейных влияний, которые испытал Котляревский в конце второго – начале третьего десятилетия XIX века, самым сильным было влияние декабризма, и оно в большей степени отразилось в творчестве» (стр. 60 – 61).

Другой важной чертой политической физиономии писателя исследователь, полемизируя с критикой, считает не только украинский, но и общерусский патриотизм писателя, отчетливо проявившийся в его творчестве.

В то же время П. Волынский показывает непоследовательность политических и философских позиций писателя. Сочувствие угнетенным, едкая насмешка над их угнетателями сочетались у него с верой в реформы сверху, религиозность – с засвидетельствованным современниками религиозным вольнодумством. Автор книги объясняет эту непоследовательность просветительскими взглядами Котляревского. В заключительном разделе первой главы доказательно говорится о необыкновенном богатстве и привлекательности душевного мира художника, его незаурядной эрудиции в вопросах этнографии, фольклора, лексикологии, истории Украины.

Самая значительная по объему, насыщенная материалом вторая глава книги посвящена «Энеиде», плоду «двадцатишестилетнего терпения и носильных трудов», по свидетельству ее автора. Эта глава и самая ответственная, ибо спор об «Энеиде», о творческом, методе Котляревского, по сути дела, не закончен, как и о месте ее в историко-литературном процессе. Не случайно исследователем, вслед за утверждением колоссальной популярности поэмы, приводятся взаимоисключающие оценки ее критикой о огромной амплитудой колебания: от видения в ней «бурлацкого юродства» до признания ее национальной эпопеей.

Много внимания уделено в работе проблеме жанра. П. Волынский продолжает традиционную для советского литературоведения полемику с мнением об идейной ограниченности поэмы, ее развлекательном характере. После обстоятельного экскурса в историю комического эпоса, жанра травестии, он говорит об известной пользе сопоставления поэмы Котляревского с русскими и зарубежными «Энеидами» для определения общих типологических закономерностей, важных для понимания литературного процесса.

П. Волынский отмечает в поэме Котляревского обилие бытовых, вещных деталей, социальный и национальный колорит сниженных персонажей – типов. Исследователь отлично чувствует полифоничность материала, порождающего богатую гамму оттенков смеха над объектами изображения, причем критерием выступает здесь народная точка зрения, определяющая объекты добродушной, хотя и грубоватой иронии, юмора и беспощадной сатиры.

С проблемами жанра и идейной эволюцией замысла поэмы тесно связано живое взаимодействие в ней комического и героического начал. Наличие последнего в «Энеиде» очень убедительно мотивировано и общественно-патриотическим подъемом, вызванным событиями Отечественной войны, и романтической идеей подвига, пропагандируемого близкой автору декабристской поэзией, наконец, искренней симпатией к троянцам-казакам – симпатией, которая не имела ничего общего с националистическим дворянским казакофильством.

Думается, что лишь с большими оговорками можно принять утверждение П. Волынского, что в герое поэмы Энее дан живой представитель украинского народа, в котором, как и в других персонажах, раскрылись черты национального характера. Думается, что суждение это носит несколько априорный характер и продиктовано общей тенденцией автора к некоторой «модернизации» всего литературного процесса. Исследователь затрагивает целый ряд проблем, связанных со становлением творческого метода украинской литературы дошевченковской эпохи, и считает, что ярким представителем реализма, определение которого еще окончательно не сложилось, и является автор «Энеиды». При этом не всегда четко разграничивается понятие реализма как метода и реалистических принципов изображения вообще.

Рассматривая приемы комического в системе стилеобразующих средств поэмы, П. Волынский детально анализирует способы создания «низкого» бурлескного стиля, особенно органическую связь его с поэтикой фольклора. Некоторые средства комического сближают поэтику Котляревского с поэтикой талантливейшего из продолжателей его традиций – «царя русского смеха» Гоголя. Однако влияние Котляревского на Гоголя шире и глубже, нежели это показано в книге, и не может быть сведено лишь к сходству некоторых комических приемов изображения или органическому слиянию элементов юмора и лиризма. Кроме сходства индивидуальных приемов типизации, два великих мастера комического соприкоснулись и в способах использования фольклорного комизма. К Котляревскому восходят и черты этнографического реализма у Гоголя, прием «статистической справки».

Драматургия Котляревского рассмотрена под углом зрения становления творческого метода художника, который, как полагает П. Волынский, продемонстрировал в «Энеиде» социально-бытовой аспект реализма, а в «Наталке Полтавке» – социально-психологический. Автор ставит также вопрос о соотношении традиции идущих от русской и украинской сценической практики, от фольклора. Котляревский-драматург создал, говорит он, принципы нового театра, реалистического и народного. Выводы о реализме как творческом методе Котляревского представляются нам все же несколько преждевременными, – этот сложный вопрос требует еще всестороннего научного обсуждения.

Как органическое проявление индивидуальной творческой манеры Котляревского исследователь рассматривает сатирическую струю в юморе писателя. Очень интересно и полно анализируется песенная стихия пьес, функциональная связь песенного материала с развитием сюжета, с раскрытием характеров. Именно от Котляревского идет в украинской драматургии традиция – введение песенного материала в пьесу.

Работа П. Волынского пронизана пафосом утверждения великого общественного и художественного значения Котляревского – патриота, гуманиста, просветителя, в творчестве которого черты дидактизма не могли заглушить живые ростки реализма.

Говоря о литературных наследниках Котляревского, П. Волынский как об эпигонской отозвался о линии бурлеска после «Энеиды», представленной, по недоброму замечанию Франко, «юмористами a la Котляревский». Однако вопрос о традициях Котляревского в украинской литературе не рассмотрен, к сожалению, достаточно основательно, исследование фактов заменено простой констатацией, а среди имен литературных наследников Котляревского, ведущих от него родословную, даже не назван Остап Вишня. К мелким просчетам серьезной и ценной книги можно отнести замену на стр. 248 традиционного непереводимого на украинский язык «Письмовника» Курганова – «Письменником».

Книга П. Волынского – наиболее обстоятельное исследование жизни и творчества Котляревского. Она не только систематизирует накопленное наукой, но и является побудительным фактором на пути новых научных поисков в этой области.

Цитировать

Радецкая, М. Монография об Иване Котляревском / М. Радецкая // Вопросы литературы. - 1969 - №9. - C. 215-218
Копировать