№3, 1965/Коротко о книгах

Молдавский фольклор в творчестве Пушкина

Г. Богач, Пушкин и молдавский фольклор, «Картя молдовеняскэ», Кишинев, 1963, 295 стр.

Книга Г. Богача написана с несомненным желанием постичь во всей полноте чувства и мысли «кишиневского» Пушкина и донести до читателя даже малейшие подробности пребывания поэта в Молдавии. Сведения об интересе Пушкина к молдавскому устному народному творчеству Г. Богач черпает в основном из двух источников: из собственных указаний поэта на молдавское происхождение некоторых своих произведений и из воспоминаний его кишиневских современников. Дополнительным источником, который исследователь принимает в расчет, являются параллели между произведениями поэта и фольклором Молдавии, отмеченные еще А. Яцимирским.

Каков же перечень произведений, на молдавскую основу которых указал сам поэт?

«Черная шаль», написанная в Кишиневе 14 ноября 1820 года, названа им «Молдавской песней». Так же названа в черновом наброске и песня «Нас было два брата – мы вместе росли». О том, что «Режь меня, жги меня» – «близкий перевод» молдавской песни, Пушкин писал Вяземскому 24 сентября 1825 года. Об использовании мотивов молдавских преданий в «Цыганах» и стихах, посвященных Овидию, Пушкин также неоднократно говорил. Но это далеко не все.

По свидетельству И. Липранди, Пушкин записал два молдавских исторических предания: «Дафна и Дабижа» и «Дука». Попытка реставрировать неизвестные пушкинские повести, написанные на эти сюжеты, принадлежит к наиболее любопытным страницам монографии Г. Богача. С тщательностью археолога и вкусом художника движется автор от одной детали к другой, восстанавливая содержание пушкинских повестей. Являясь одним из первых прозаических опытов поэта, они, вероятно, не удовлетворили его и были уничтожены. У И.

Цитировать

Хазин, М. Молдавский фольклор в творчестве Пушкина / М. Хазин // Вопросы литературы. - 1965 - №3. - C. 230-231
Копировать