№7, 1976/Хроника

Михаил Булгаков датирует «Дни Турбиных»

«Театральный роман«, как известно, начинается с письма, которое в один прекрасный апрельский день получил герой романа Максудов: 

«Глубокопочитаемый Сергей Леонтьевич! 

До крайности хотел бы познакомиться с Вами, а равно также переговорить по одному таинственному делу, которое может быть очень и очень небезынтересно для Вас. 

Если Вы свободны, я был бы счастлив встретиться с Вами в здании Учебной сцены Независимого Театра в среду в 4 часа. 

С приветом К. Ильчин«. 

Письмо, очень похожее на это, в апреле 1925 года получил Михаил Булгаков. Привожу его по фотокопии, сохранившейся в Государственном Литературном музее: 

«Глубокоуважаемый Михаил Афанасьевич! 

Крайне хотел бы с Вами познакомиться и переговорить о ряде дел, интересующих меня и, может быть, могущих быть любопытными и Вам. 

Если Вы свободны, был бы рад встретиться с Вами завтра вечером (4.IV) в помещении Студии; если заняты, не откажите позвонить по телефону в Студию <…> или в театр «Габима« <…>; я буду, вероятно, завтра, в субботу, часа в 3 – 4. 

С приветом Б. И. Вершилов«. 

Письмо написано на бланке со штампом «Студия Московского Художественного театра«. Режиссер Художественного театра Вершилов приглашал Михаила Булгакова, чтобы предложить ему написать пьесу на основе романа «Белая гвардия«, первые главы которого появились в журнале «Россия«. 

С этого письма (публикуемого впервые), собственно, и начинается сценическая история «Дней Турбиных«. История, весьма обстоятельно освещенная в трудах театроведов, подробно документированная архивом Художественного театра. 

Но существует история пьесы до встречи драматурга с театром, ибо замысел ее родился раньше, чем пришло приведенное письмо. И вот здесь документов очень мало. 

В «Театральном романе« о событиях, предшествовавших Приглашению героя в театр, Ильчин говорит так: « – Вы Гришу Айвазовского знаете? – Нет… – Гриша заведует литературной частью в Когорте Дружных. – А что это за Когорта?.. – Я видел, что возбуждаю в Ильчине веселое изумление. – Гриша был в восторге, – почему-то еще таинственнее говорил Ильчин, – и дал мне книжку. Прекрасный роман«. 

Автобиографическая проза Булгакова при всей своей гротескности так проникновенно убедительна, вымышленное им так зримо, что даже очень близкие Булгакову люди иногда с трудом отделяют то, что было, от того, чего не было. П. А. Марков рассказывает в своих мемуарах, что о романе «Белая гвардия« узнал от всегда спокойного и размеренного Бориса Ильича Вершилова. «Ему, в свою очередь, указал на булгаковский роман поэт Павел Антокольский» 1. Но боюсь, что Павел Марков, чья роль в первой постановке «Дней Турбиных« так велика, в данном случае идет не от памяти своей, а именно от «Театрального романа«, который он, по его собственному признанию, слышал в чтении автора много раз. 

Я попросила П. Г. Антокольского (его имя и давняя принадлежность к вахтанговцам действительно вспоминаются сразу, едва в романе возникает Гриша Айвазовский с его Когортой Дружных) высказать свое мнение по этому поводу. Мысль, что именно он обратил внимание мхатовцев на роман Булгакова, П.

  1. П. Марков, История моего театрального современника, «Театр«, 1971. N 5, стр. 79. []

Цитировать

Яновская, Л.М. Михаил Булгаков датирует «Дни Турбиных» / Л.М. Яновская // Вопросы литературы. - 1976 - №7. - C. 312-315
Копировать