№3, 1957/Обзоры и рецензии

Мексиканский реализм в кривом зеркале

Своеобразие, с которым выступает реалистический метод в каждой национальной литературе, становится особенно заметным при сравнении классического французского или английского реализма с реалистическим методом в литературе стран, насильственно задержанных в своем историческом развитии. Таковы страны Латинской Америки, где становление буржуазных отношений протекало с большим запозданием, в мучительных условиях полуколониальной (и в том числе идеологической) зависимости от более развитых капиталистических государств. Формирование реализма в литературе этих стран – процесс чрезвычайно сложный, специфический, в ряде случаев не закончившийся в наше время и, к сожалению, почти не изученный.

Поэтому понятно, какой интерес вызывает книга Хоакины Наварре1 – исследование, цель которого, как пишет автор в первых же строках, заключается в том, чтобы «попытаться дать представление о реалистическом периоде мексиканского романа» (стр. 9).

Для исследования такого рода мексиканская литература дает большой материал. Ее реалистические традиции, заложенные еще в начале XIX века знаменитым романом Лисарди «Перикильо Сарньенто» (1816), прошли долгий путь развития. Международную известность этой литературе завоевало поколение современных писателей, выросших под влиянием событий и идей мексиканской буржуазно-демократической революции 1910 года, создателей мексиканского социального романа (Мариано Асуэла, Мартин Луис Гусман, Рафаэль Муньос, Рубен Ромеро, Грегорио Лопес-и-Фуэнтес, Хосе Мансисидор и другие). Мексиканской литературе посвящен целый ряд содержательных работ2, и это обстоятельство также благоприятствовало появлению специального исследования, ставящего своей задачей объективный анализ развития мексиканского реализма со всеми его особенностями и в наиболее характерном для него жанре.

Однако читателя, надеющегося найти такой анализ в книге Хоакины Наварро, ждет разочарование. С первых же страниц выясняется намерение автора ограничить круг своего исследования творчеством лишь нескольких писателей периода 1880 – 1910 годов, почти совпадающего со временем тридцатилетней реакционной диктатуры Порфирио Диаса, сметенной революцией 1910 года. Эта романисты Эмилио Рабаса, Рафаэль Дельгадо, Хосе Лопес-Портильо и Рохас, Федерико Гамбоа и их последователи.

Скажем сразу: занимающий основную часть книги обзор творчества этих мало изученных мексиканских писателей не лишен интереса и ряда несомненных достоинств. Далеко не со всем здесь можно согласиться, и прежде всего – с более чем странной характеристикой диктатуры Порфирио Диаса, существо которой Х. Наварро определяет, как «смесь практического прогресса с отступлением в области социальной эволюции» (стр. 16). И это говорится о том периоде безнаказанного расхищения национальных богатств страны’иностранными империалистами, во время которого Мексика, по словам буржуазного североамериканского историка Г. Паркса, «стала матерью для иностранцев и мачехой для своих собственных детей»!

  1. JoaguinaNavarro, Lanovelarealistamexicana, Mexico, 1955, 333 pp.[]
  2. Здесьможноназватьработы: MarianoAzuela, Cienanosdenovelamexicana, Mexico, 1947; главы, посвященныемексиканскойлитературевкнигахA. TorresRioseco, GrandesnovelistasdelaAmericahispana, Berkeley, 1949, uEnsayossobreliteraturelatinoamericana, Mexico, 1953; RandMorton, Losnovelistasdelarevolucion, Mexico, 1949, иряддругих.[]

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №3, 1957

Цитировать

Осповат, Л.С. Мексиканский реализм в кривом зеркале / Л.С. Осповат // Вопросы литературы. - 1957 - №3. - C. 243-247
Копировать