Революция субъектов. Два издания одной повести Аркадия и Бориса Стругацких
60-е годы прошлого века видятся сейчас взбаламученным морем социальных потоков, причем не обязательно ювенильных. В мутной толще социума исследователи различают два мощных движения. Первое — формирование общества потребления. Второе — противоположно направленное — становление человека как независимой личности. Ценности мира, заявляли его адепты, надо строить, начиная с индивида, а не структур общественных и государственных. Польский психолог Казимеж Обуховский утверждает, что в тот временной интервал случился революционный переворот в человеческих умах и отношениях: «Культуру людей-предметов заменила культура людей-субъектов» [Обуховский 2003: 251]. В некотором смысле мы можем предполагать, что в этот период представление о человеческом обществе как сумме технологий (термин Станислава Лема) заменяется ощущением, что главное на Земле — все-таки человек. В качестве поддержки Обуховский выбирает своего соотечественника, прозаика Витольда Гомбровича, который в 1961 году утверждал, что «сегодня каждый из нас должен самостоятельно обдумать мир и жизнь, поскольку авторитеты закончились» [Обуховский 2003: 249].
Восстание против машинной, предметной цивилизации началось прежде всего в молодежной среде. Бунты, которые сотрясали Западную Европу и Северную Америку, можно расценивать как восстание людей против машинизированного мира, Мира Второй волны, если воспользоваться терминологией Элвина Тоффлера. Сущность индустриальной цивилизации определяется несколькими характеристиками, такими как стандартизация, специализация, синхронизация, концентрация, максимизация, централизация. Они-то и стали мишенями для атаки людей, выбирающих новый модус существования.
Большинство яростных конфликтов в наших школах, в бизнесе и в правительствах в действительности сконцентрированы именно на этой полудюжине принципов, поскольку люди Второй волны инстинктивно используют и защищают их, тогда как люди Третьей волны бросают им вызов и нападают на них [Тоффлер 2004: 93].
Молодые люди более остро ощущают несправедливость социума, чувствуют себя чужаками в окостеневшем мире. «Нас не любят, нам только покупают игрушки» — было написано на одном транспаранте, который несли студенческие активисты. Центром восстания 1960-х годов принято считать 1968 год. Но бунт начался задолго до этой даты и не закончился с ней. Обстоятельное исследование этих социальных потрясений предложил британский исследователь Ричард Вайнен в работе «Долгий ’68. Радикальный протест и его враги». По его представлениям, «68-й растягивается на несколько десятилетий» [Вайнен 2020: 11]. Возможно, мы сейчас ощущаем на себе его последствия, поскольку элиты современного общества состоят именно из действующих лиц той эпохи. Но для нашей работы важны психологические следствия антипредметного восстания: «Наиболее важные последствия 68-го проистекали именно из тех решений, которые индивиды теперь могли принимать относительно собственной жизни» [Вайнен 2020: 499].
Так, исследователь утверждает, что существенные изменения произошли даже в медицине. Врачи начали отказываться от представлений об индивиде как части многомиллиардного множества и «отстаивали личностный подход к пациенту» [Вайнен 2020: 500].
К сожалению, британский историк ограничивается моделью западной цивилизации. То, что происходило восточнее железного занавеса, кажется ему величиной пренебрежимо малой. А между прочим, революция субъектов развивалась и в восточной части Европы. О проблемах молодежного бунта советских школьников и студентов мы уже писали [Соболь 2013]. Но и в русскоязычной прозе, адресованной более широкой аудитории, тоже совершается переход от предметного рассмотрения социума к субъектному.
Хорошей иллюстрацией этого тезиса служит одна из ранних повестей Аркадия и Бориса Стругацких, точнее различия в двух последовательных ее изданиях. Братья Стругацкие — писатели, значимые по крайней мере для трех поколений — родившихся в 1920-е годы, их детей и внуков. Их книги формировали менталитет многих людей, влияющих на развитие и современного социума. Так, известный политик и публицист Борис Вишневский признается: «Для моего поколения — родившегося в первое послевоенное двадцатилетие — фантастика вообще и творчество АБС в особенности стали в значительной мере определяющими» [Вишневский 2013: 5].
Повесть первоначально называлась «Возвращение» [А. Стругацкий, Б. Стругацкий 1962]. Таково было ее рабочее название, которое издательство не разрешило переделать в «Полдень, XXII век». Эта фраза стала подзаголовком в первом издании. А во втором, напротив, основным названием сделалось «Полдень…», а уже «Возвращение» попало в скобки подзаголовка [А. Стругацкий, Б. Стругацкий 1967].
Фабула повести состоит в описании общества будущего, земного социума XXII столетия. Туда переносится звездолет, отправленный в экспедицию в 2017 году, то есть в наше время, которое братьям Стругацким казалось далеким будущим. Проводниками в мир совершенного будущего оказываются двое космолетчиков, оставшихся в живых. Их глазами и видит читатель сложно устроенный мир, в котором нет государств, правительств, а главными людьми в Совете, управляющем нашей планетой, оказываются врачи и учителя. Это, безусловно, утопия, но такая, что и современный исследователь вспоминает ее с ностальгической завистью:
Это то самое царство свободы, о котором мечтали классики марксизма, где люди избавятся от бремени отчуждения, эксплуатации, социальных антагонизмов, где возникнет свободная и плодотворная игра сущностных сил человечества, где материальное изобилие будет одновременно и результатом, и условием продуктивной практической деятельности, увлеченного познания, духовного совершенствования [Амусин 2013: 226].
Сами авторы вспоминали, что задумали книгу в начале 1959 года, а работа шла до июня 1962 года, когда было получено разрешение из Главлита. В заявке Стругацкие писали, что собираются «показать неисчерпаемые технические и творческие возможности человечества. Показать, что люди будущего — именно люди, не утратившие ни любви, ни дружбы, ни страха потерь, ни способности восхищаться прекрасным» [Б. Стругацкий 2018: 48].
Для себя же и для близких по менталитету читателей писатели формулировали задачу более развернуто:
Нам казалось чрезвычайно заманчивым и даже, пожалуй, необходимым изобразить МИР, В КОТОРОМ БЫЛО БЫ УЮТНО И ИНТЕРЕСНО ЖИТЬ — не вообще кому угодно, а именно нам, сегодняшним, выдернутым из этого Советского Союза и из этого самого «момента» [Б. Стругацкий 2018: 55].
Авторы вспоминали, что наполнили этот мир своими друзьями, честными, чистыми, мужественными людьми, «превыше всего ценящими творческий труд и радость познания» [Б. Стругацкий 2018: 57]. И читатели приняли это общество практически безоговорочно. «Писатели-фантасты описывали совсем другой мир — будущий, но при этом твой, несомненно, твой, с героями, похожими на тебя, мыслящими, как ты» [Володихин, Прашкевич 2012:
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №6, 2022
Литература
Амусин М. От утопии к атараксии // Вопросы литературы. 2013. № 4. С. 224–255.
Вайнен Р. Долгий ’68: Радикальный протест и его враги / Перевод с англ. А. Захарова, А. Арамяна, К. Митрошенкова. М.: Альпина нон-фикшн, 2020.
Вишневский Б. Л. Аркадий и Борис Стругацкие: Двойная звезда. СПб.: Союз писателей Санкт-Петербурга, 2013.
Володихин Д. М., Прашкевич Г. М. Братья Стругацкие. М.: Молодая гвардия, 2012.
Маклюэн Г. М. Понимание медиа: Внешние расширения человека / Перевод с англ. В. Николаева, закл. ст. М. Вавилова. 3-е изд. М.: Кучково поле, 2011.
Обуховский К. Галактика потребностей. Психология влечений человека / Перевод с пол. С. Карпенка. СПб.: Речь, 2003.
Соболь В. Билет на поездку… к себе. Бунтующие персонажи романа Василия Аксенова // Вопросы литературы. 2013. № 6. С. 390–405.
Стругацкий А. Н., Стругацкий Б. Н. Возвращение (Полдень. 22-й век).
М.: Детская литература, 1962.
Стругацкий А. Н., Стругацкий Б. Н. Полдень, XXII век (Возвращение).
М.: Детская литература, 1967.
Стругацкий Б. Н. Комментарии к пройденному. М.: АСТ, 2018.
Тоффлер Э. Третья волна / Перевод с англ. С. Барабанова, К. Бурмистрова, Л. Бурмистровой и др. М.: ACT, 2004.
Черняховская Ю. Братья Стругацкие: письма о будущем. М.: Книжный мир, 2016.