№5, 2021/Издательская практика

Малые циклы Арсения Тарковского: творческая история и эдиционные принципы

1

Корпус лирики выдающегося русского поэта Арсения Тарковского (1907–1989) содержит около 500 выявленных к настоящему моменту стихотворений. Новые издания регулярно выходят в свет; среди большого количества изданных посмертно книг необходимо выделить цикл комментированных сборников, подготовленных ведущими исследователями биографии и творчества Тарковского — Мариной Тарковской, дочерью поэта, и Вячеславом Амирханяном2. Именно в этих сборниках год за годом впервые публикуются текстологически выверенные редакции ранних стихотворений Тарковского, которые не были известны читателям и исследователям при жизни поэта.

Особое значение имеет книжная серия «Тарковские. Из наследия», которая с 2015 года издается Государственным музеем истории российской литературы имени В. И. Даля, где с 2013-го работает исследовательский сектор по изучению творческого наследия Арсения и Андрея Тарковских3. Следует заметить, что довольно значительное количество стихотворений, особенно написанных в ранний период творчества Арсения Тарковского, еще ждет публикации.

Сохранился обширный корпус рукописных (черновых и отредактированных) редакций стихотворений Тарковского, большинство из которых хранится в собрании М. Тарковской, а также в Рукописном отделе Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН4. В данном случае определение «рукописный» не буквально означает способ фиксации текста на бумаге, но характеризует его соотношение с опубликованными стихотворениями: написанные от руки или напечатанные на пишущей машинке, «рукописные» редакции стихотворений либо предшествуют публикации, либо представляют собой фиксацию авторской работы над текстами, идущей параллельно с опубликованием стихотворений или продолжающуюся после выхода публикаций в свет. Как правило, рукописные редакции объединены в своды, в той или иной степени аналогичные сборникам стихов либо стихотворным циклам, отдельные листы с записанными на них стихотворениями находятся в явном меньшинстве.

Установление типологии рукописных сводов стихотворений Тарковского — отдельная источниковедческая и текстологическая задача, выходящая далеко за пределы настоящей серии публикаций (см.: [Бак 2006]). В рамках же задач данной серии статей достаточно подчеркнуть особую роль динамики надтекстовых единств, то есть случаев сведéния в единое целое нескольких стихотворений (либо рукописных сводов) в развитии творческой идентичности А. Тарковского.

Всем, кто интересуется поэзией Тарковского, хорошо известен факт «позднего дебюта» известного переводчика в качестве самобытного автора оригинальных стихотворений. Согласно точному наблюдению автора предисловия к сборнику «Благословенный свет» (1993), поэта Ю. Кублановского,

старших современников Тарковского годами не печатали, травили, репрессировали, убивали, но окружающий мир знал, что они поэты, отторгал их, но именно в этом качестве. Смолоду каждый из них познал в той или иной степени известность, а то и славу, видел типографское, изящное в полиграфическом отношении отчуждение творческого продукта, встретился с благодарным читателем — всем этим вплоть до старости был обделен Тарковский (его первая книга лирики «Перед снегом» вышла в 1962 году, когда поэту исполнилось уже пятьдесят пять лет). В этом смысле его поэзия формировалась, отливалась, крепла вне диалога со средой: вместо нормального обоюдного взаимодействия — многолетняя односторонняя «любовь без взаимности» [Кублановский 1993: 8–9].

Начиная с 1940-х годов и на протяжении многих лет Тарковский кропотливо и целенаправленно работал над составлением обширных рукописных сводов. Ближайшие источниковедческие параллели к этой работе — рукописные своды стихотворений Н. Заболоцкого и «рукодельные» стихотворные сборники Н. Глазкова. Сравнительный анализ данных источников также находится за пределами данной серии публикаций о малых циклах Тарковского, однако можно кратко заметить, что у всех трех типов рукописных сводов (Заболоцкий, Глазков, Тарковский) — общий генезис: все они самим фактом своего существования обязаны особенностям цензурного режима и невозможности прямого манифестирования авторской воли в подцензурных публикациях. При этом сущностные характеристики всех трех персональных типов рукописных сводов заметным образом отличаются друг от друга: от попыток заместить собою подцензурные публикации у Глазкова («самсебяиздат») до метафизических опытов создания абсолютных модальностей бытия стихов помимо их обнародования у Тарковского (см. ниже цитату из его выступления на вечере памяти М. Петровых).

Укажем на некоторые из наиболее значительных рукописных сводов: «Стихотворения Арсения Тарковского. Книга первая» (1941–1945, собрание М. Тарковской), «Масличная роща. Собрание стихотворений разных лет» (1946–1952, РО ИРЛИ), «Зимний полдень. Вторая тетрадь» (1953–1966, РО ИРЛИ), «Собеседник. Избранные стихотворения разных лет» (1954–1958, собрание М. Тарковской)##Здесь указаны крайние даты составления сводов, но — не даты создания стихотворений.

  1. Настоящая статья открывает цикл работ, посвященных малым циклам Арсения Тарковского. Помимо введения в проблему с точки зрения анализа корпуса опубликованных и рукописных редакций стихотворений поэта, в ближайших номерах журнала будет опубликовано теоретическое введение в проблему малых циклов в контексте современной теории лирического цикла.[]
  2. См.: [Тарковский 1993; 1998; 2000; 2006; 2008].[]
  3. В настоящее время вышли в свет три тома, из которых два первых содержат публикации стихотворений, в том числе ранее не издававшихся (2015, 2016, 2021). Работа над четвертым томом серии, в который войдут переводы Арсения Тарковского, находится в стадии завершения. В дальнейшем предполагается перейти к изданию произведений Андрея Тарковского.[]
  4.  Выражаю глубокую благодарность за более чем тридцатилетнюю неоценимую помощь в работе руководству и сотрудникам РО ИРЛИ: Т. Царьковой, Л. Герашко, М. Павловой, Е. Обатниной и другим.[]

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №5, 2021

Литература

Ахматова А. <О стихах А. Тарковского> // Ахматова А. А. Собр. соч. в 2 тт. / Сост., подгот. текста и коммент. В. Черных. Т. 2. М.: Художественная литература, 1987. С. 215–216.

Бак Д. П. «Ахматовский цикл» Арсения Тарковского: к истории текста // Контра­пункт: Книга статей памяти Галины Андреевны Белой / Ред. Т. М. Козлова. М.: РГГУ, 2005. С. 247–282.

Бак Д. П. Рукописное наследие Арсения Тарковского: предварительные заметки к типологии источников // Лесная текстология: Труды III летней школы на Карельском перешейке по текстологии и источниковедению русской литературы / Под ред. А. Кобринского. СПб.: СПбГУ, 2006. С. 5–11.

Винокур Г. О. Критика поэтического текста. М.: ГАХН, 1927.

Кублановский Ю. Предисловие // Тарковский А. Благословенный свет. СПб.: Северо-запад, 1993. С. 5–12.

Тарковская М. А. Осколки зеркала. М.: Дедалус, 1999.

Тарковская М. А. Осколки зеркала. 2-е изд., доп. М.: Вагриус, 2006.

Тарковская М. «Теперь у нас новый адрес…»: Московские адреса Тарковских. М.: НПО машиностроения, 2014.

Тарковский А. Благословенный свет. СПб.: Северо-запад, 1993.

Тарковский А. Избранная лирика / Сост. и вступ. ст. М. Тарковской. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998 (сер. «Всемирная библиотека поэзии»).

Тарковский А. Избранное / Сост. М. Тарковская и В. Амирханян. Смоленск: Русич, 2000 <2-й завод — 2001> (сер. «Библиотека поэзии»).

Тарковский А. Стихотворения / Сост. В. Амирханян; вступ. ст. М. Тарковской; коммент. Д. Бака. М.: Эксмо, 2006 (сер. «Всемирная библиотека поэзии»).

Тарковский А. «Дымилась влажная — земля…» [подборка фронтовых стихотворений] / Вступ. Д. Бака; публ. М. Тарковской и Д. Бака // Октябрь. 2005. № 10. С. 137–141.

Тарковский А. Благословенный свет: Стихотворения / Подгот. текстов М. Тарковской при участии В. Амирханяна. <2-е изд.> СПб.: Азбука-классика, 2008.

Цитировать

Бак, Д.П. Малые циклы Арсения Тарковского: творческая история и эдиционные принципы / Д.П. Бак // Вопросы литературы. - 2021 - №5. - C. 151-166
Копировать