№12, 1963/Публикации. Воспоминания. Сообщения

Луначарский о Шолохове

Деятельность крупнейшего критика нашей советской эпохи А. В. Луначарского связана с именами почти всех наиболее значительных представителей старшего поколения советской литературы. Он внес в освещение и популяризацию их творчества немалый вклад.

Внимательно следя за развитием молодого советского искусства, Луначарский с радостью приветствовал появление новых отрядов художников, выдвинутых революционной действительностью. «Революция постучала в землю, – писал он, – и оттуда прут теперь необычайно свежие, сочные силы» 1.

Луначарский горячо одобрял художников слова, стремившихся осмыслить и отобразить тот грандиозный социальный переворот, который произошел в нашей стране, все сдвинул со своих старых мест, все заставил переоценить. Но Луначарского не удовлетворяло, что некоторые писатели, подходя к такой огромной глыбе, какой является революция, только «откалывают тот или другой кусок от нее, отскребают только песчинки» 2; впадают в крохоборчество, мельчат тему. Поэтому еще в 1924 году он выдвигал перед писателями задачу создания широких эпических произведений, дающих возможность по-настоящему отразить размах событий революционных лет и вызванных ими громадных перемен. «Пора пролетарским писателям, – писал он, – отходить от лирики, от мелкой зарисовки, эскиза, пора идти к поэтической картине, к поэме, к роману» 3. И позже Луначарский не раз заявлял, что и от прозаика и от стихотворца наше время требует эпоса.

Во второй половине 20-х годов Луначарский уже мог с удовлетворением констатировать появление в советской литературе ряда талантливых эпических произведений, появление целой библиотеки книг, которые он однажды охарактеризовал как социологические трактаты в захватывающей художественной форме.

Весьма урожайным в этом отношении оказался 1928 год. Из крупных произведений этого года Луначарский очень одобрительно отзывался о первой книге «Брусков» Ф. Панферова и о «Лесозаводе» А. Караваевой. Заслугой обоих авторов критик считал то, что они, разрабатывая важнейшие темы, изображая деревню на путях коллективизации и индустриализации, помогали глубоко проникнуть в сущность происходящих там процессов и предостерегали читателей «как от преждевременного разочарования, так и от легкомысленного оптимизма» 4.

Среди новых эпических полотен советских писателей особенно сильное впечатление на Луначарского произвел «Тихий Дон», первая книга которого появилась в том же 1928 году.

Широко известны суждения Луначарского о романе Шолохова в статье-обзоре «Литературный год», напечатанной в N 1 еженедельника «Красная панорама» от 4 января 1929 года. Здесь критик со всей определенностью утверждал, что «Тихий Дон» – «произведение исключительной силы по широте картин, знанию жизни и людей, по горечи своей фабулы», что оно «напоминает лучшие явления русской литературы всех времен».

До последнего времени принято было думать, что это единственный отзыв Луначарского о «Тихом Доне». В обстоятельном пособии В. Гура и Ф. Абрамова «М. А. Шолохов. Семинарий» (Учпедгиз, Л., 1-е изд. – 1958, 2-е изд. -1962) также зарегистрировано и многократно цитируется только это высказывание Луначарского о первом романе Шолохова.

Между тем у Луначарского имеется еще несколько, в том числе довольно развернутых, высказываний о шолоховской эпопее, остающихся, как видим, неизвестными даже специалистам.

Статья «Литературный год» была написана, как видно из даты, стоящей на машинописной копии, 2 ноября 1928 года. Но еще несколько раньше, 25 октября, Луначарский упоминал о «Тихом Доне» в статье «Достижения культурной революции», предназначавшейся для журнала «Коммунистический интернационал». Здесь он подчеркнул, что роман Шолохова (вместе с некоторыми другими произведениями советской литературы) безусловно заслуживает перевода на любой язык мира. Особенно следует отметить, что в то время как некоторые критики вульгарно-социологического толка спорили, какой социологический ярлык повесить на молодого писателя, и объявляли его выразителем настроений той или иной прослойки крестьянства, но не пролетарским художником слова, Луначарский безоговорочно рассматривал эпопею Шолохова в ряду достижений пролетарской, то есть коммунистической по своей идейности, литературы.

  1. »Известия», N 70, 27 марта 1925 года. []
  2. «Музыкальное образование», 1926, N 1 – 2, стр. 23.[]
  3. »Октябрь», 1924, N 3, стр. 179. []
  4. «Правда», N 145, 24 июня 1928 года.[]

Цитировать

Трифонов, Н. Луначарский о Шолохове / Н. Трифонов // Вопросы литературы. - 1963 - №12. - C. 148-152
Копировать